Конкурс “Specialradio-17” – 3 место июня 2017 года
Анна Фирсова
“Играйте с удовольствием!”- таким рецептом успеха поделилась со мной пензенская пианистка Анастасия Суднева. Сама она не только играет с удовольствием, но и преподает, выступает с концертами, а также пишет книги. Об этом и многом другом – в интервью для “Специального радио”.
-Анастасия, совсем недавно Вы вернулись в родную Пензу из Китая. Расскажите о своей работе там.
-Да, уже три месяца я нахожусь дома. В Китае я работала в институте науки и технологии на музыкальном факультете. Моя задача сводилась к аккомпанированию вокалистам.
– Удавалось ли преодолевать языковой барьер?Китайский – очень сложный язык.
-Сложный. Сейчас, пока нахожусь дома и не практикуюсь, он быстро “выветривается”. Моего знания китайского языка было недостаточно для преподавания фортепиано, а английский, к сожалению, там знают, ну, прямо скажу, очень плохо, приходилось общаться со студентами порой даже жестами. Кроме того, китайцы, так скажем, затачивают все под себя. Во всем мире принято пользоваться итальянскими терминами, а в Китае этого нет. Когда я начала говорить “crescendo”, “diminuendo” , меня просто не поняли, пришлось переводить это на китайский.
– В конечном итоге вы приходили к взаимопониманию?
– Да, но, как и везде, разумеется, есть талантливые ученики, которые схватывают все на лету, и вместе с тем есть такие, которым практически ничего не объяснишь.
– Может быть, им удавалось что-то особенно хорошо?
– Да , китайцы исполняют свою национальную музыку очень хорошо, очень здорово! Это действительно искусство, производит сильное впечатление. Когда вокалист поет китайскую народную песню, это красиво! Но когда китайский вокалист начинает петь, например, итальянскую арию, его педагогу приходится долго объяснять ученику, что такое европейское восприятие, европейский менталитет, европейская культура, то же самое касается русской культуры. Люди восточного, азиатского менталитета настолько далеки от Европы, и не только в географическом плане, но и в ментальном, что преподавать русскую или западно-европейскую музыку там черезвычайно сложно.
– Как Вы считаете, имеет ли значение то, какой педагог работает с учеником?
– Да, особенно на самом начальном этапе очень важно, кто тебя приведет в мир музыки, кто откроет его и покажет самые красивые уголки в нем. Если первый опыт будет неудачным, он, в смысле опыт, может всю жизнь тащиться за учеником. И дело не только в не- правильной постановке рук или дыхания, например. Тут важно, какое отношение к музыке будет прививать педагог ребенку. Я категорически против неукоснительного следования программе и обучения из-под палки! Нужно с самого начала дать направление творческой заинтересованности. Лично для меня педагогическая работа очень интересна. Важно не только преподавание каких-либо профессиональных навыков, но и раскрытие в человеке того зерна музыканта, которое заставило его прийти в этот мир . Нужно постараться, чтобы это зерно начало прорастать. А дальше уже сам ученик начнет растить в себе музыканта. Ну, также не отменяется и то, что педагог должен быть профессионалом. Чем профессиональнее педагог, тем лучше.
– Анастасия, данная профессия требует долгих репетиций, постоянных тренировок, огромной эмоциональной отдачи. Как Вы справляетесь с такими нагрузками ?
– Во-первых, с любыми нагрузками можно справиться, когда есть любовь к делу. Вот к музыке у меня, наверое, такая безграничная любовь, которая заставляет меня заниматься по пять – десять часов в день. Во-вторых, все дело в интересе. Когда делом заниматься интересно, то и не устаешь, и время проходит незаметно. Соответсвенно, когда не интересно, тут уже приходится себя как-то заставлять, мобилизовать, находить стимулы к работе. Бывают такие случаи, когда что-то нужно выучить очень быстро. В таких ситуациях просто берешь себя в кулак, говоришь : “ Я человек сильной воли, я справлюсь!” Иногда помогает чисто спортивный интерес, думаешь :” А смогу ли я ? А слабо?!” Или придумываешь маленькие ухищрения :” Я сейчас вот это дело сделаю, а потом себя как-нибудь вознагражу. Куплю,к примеру, торт или новую одежду по случаю сыгранного концерта”. Вот как-то так. Чисто человеческие прибамбасы.
-А что насчет волнения? Я знаю, что Вы неоднократно участвовали в международных конкурсах и становились лауреатом, принимали участие в различных культурных мероприятиях, даже давали сольные концерты на сцене Пензенской областной филармонии. Испытывали ли Вы волнение и как боролись с ним?
– Конечно, любое публичное выступление – это волнение. Неважно, одно произведение ты будешь играть или сольный концерт, волнение одинаковое. Главное – научиться им управлять, а не позволять ему перерастать в панику. У каждого музыканта свои средства борьбы с волнением, я тоже долгое время придумывала разные способы успокоения. Я нашла для себя что-то вроде мантры: “Чему быть, того не миновать”. Если мне сегодня суждено, как говорится, облажаться на концерте – то волнуюсь я сейчас, не волнуюсь, результат от этого не изменится. На конкурсах понимание того, что тебя оценивают, добавляет дополнительный стресс. Здесь у тебя уже нет права на ошибку, соответственно играешь не в свое удовольствие, как будто идешь по минному полю, главное, нигде не подорваться. Лично я предпочитаю конкурсам концерты. Концерты гораздо больше располагают к творчеству, в отличие от конкурсов, не несут чувства гиперответственности, вызывающей стресс, соответственно не так страдает само исполнение. И мне, и публике приятно! Что касается еще предконцертного волнения? Есть разные способы, можно отдельную книгу этой теме посвятить. В первую очередь, нужно избавить свою голову от ненужных мыслей и постараться просто нацелиться на образ, на то, что ты играешь, что ты хочешь донести до слушателя. И в целом, я думаю, все дело в твоем личном отношении. Если ты относишься к своему слушателю, как к живому человеку, а не как к какой-то чужеродной субстанции, которая пришла на концерт, пристально смотрит на тебя и думает :” А что ты сейчас сделаешь?!” , если понимаешь, что люди пришли получить удовольствие от твоего концерта, отдохнуть, то проблем быть не должно.
-Кстати, вы начали работу над книгой “Букварь музыканта”. О чем она будет ?
-”Букварь музыканта” – это такая достаточно глобальная задумка, поскольку в этой книге мне бы хотелось объединить весь мой опыт, начиная практически с музыкальной школы, т.е. вспомнить это восприятие музыки ребенком, потом все, что прошло через училище, консерваторию и места работы. Я думаю, что эта книга будет состоять из трех разделов. Первый будет посвящен вопросу о том, почему мы должны заниматься музыкой и каково наше место в ней, ведь это один из ключевых вопросов. Я лично не раз встречалась в жизни с ситуацией, когда люди отдавали чуть ли не половину жизни музыке, а потом уходили торговать в магазины, становились юристами, домохозяйками, организовывали бизнес, а с музыкой заканчивали раз и навсегда. Почему это происходило? Этот вопрос я обязательно затрону в своей книге. Человек должен понимать, зачем это, как сделать правильный выбор и не ошибиться. Основная часть будет касаться советов музыкантам. Я не думаю, что это будут советы, ориентированные чисто на пианистов, это слишком узко. Советы будут носить более общий характер. Ну, не стану пока раскрывать всех секретов. Третья часть будет посвящена тому, как наилучшим образом выступить на концерте. Думаю, мне есть чем поделиться с людьми. Одним словом, это должна быть какая-то универсальная вещь, которая должна подойди фактически любому музыканту. Так, чтобы каждый для себя в этом мог найти что-то полезное. Надеюсь, мне это удастся.
– Это Ваш первый опыт в качестве писателя?
– Нет, больше трех лет назад я написала свою первую книгу – детектив под названием “ Вы что-то сказали о деньгах?” Люблю этот жанр, особенно детективы Джеймса Хедли Чейза, очень классный автор.
– А какую музыку Вы играете и слушаете помимо классики ?
– Я очень люблю джаз. Когда я была маленькая, я ужасно любила джаз. В музыкальную школу я поступала с джазовой пьесой, автора уже не помню. Играю его сама для себя регулярно, сочиняю джазовые композции, мечтаю освоить саксофон, потмоу что безумно люблю этот инструмент, опять же с детства.
– И последний вопрос.Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает заниматься музыкой ?
– Ну, во-первых, найти хорошего учителя. А во-вторых, как говорил мой педагог в консерватории, играйте с удовольствием! Вот, пожалуй, главный рецепт успеха. Удовольствие от нашего дела – что может быть лучше?!