Эксклюзивное интервью Специальному Радио даёт продюсер, звукоинженер, бас-гитарист группы R.O.C.K. и владелец финской студии Astia Studios (Лаппеенранта) Ансси Киппо.
1) Расскажи немного о своей студии.
Студия Astia-Studios расположена в Лаппеенранте, Финляндия, всего в 200 км от Санкт Петербурга. Здесь есть две полностью оборудованные профессиональные звукозаписывающие студии с возможностью весьма комфортного размещения музыкантов, и всё под одной крышей. Наша Студия-A располагает микшерским пультом TL Audio VTC valve для записи и цифровой пульт для микширования. В Студии-B есть пре-ампы 16 Neve, массивная аналоговая консоль Trident Vector 432 с 72 входами и 24 встроенных компрессора для записи и микширования. Мы предлагаем отличное сочетание цифровой и аналоговой звукозаписи, кроме того, сессии можно букировать как в одной, так и в двух студиях одновременно, чтобы уменьшить общее время студийных сессий. Помимо меня у нас есть несколько инженеров, которые при необходимости доступны для сессий. «Платиновый» продюсер Миитри Аалтонен, например, недавно проводил несколько классных студийных сессиий в Студии-В с такими группами, как Stam1na, Kotiteollisuus, Mokoma и Viikate. И это только некоторые из многих.
2) Как всё началось? Почему ты выбрал звукозапись, а не спорт или торговлю?
В 1993 году я был в одной студии со своей группой и влюбился в сам процесс звукозаписи. Я попросил своих родителей помочь мне приобрести 8-канальный аналоговый рекордер и маленький микшерский пульт, чтобы попробовать записать демо для моей же группы. В Лаппеенранте в то время не было никаких студий, поэтому ко мне стали постоянно обращаться все местные группы с просьбой записать им демо-ленту. Вскоре я ушёл из группы, потому что хотел начать карьеру в звукозаписи и микшировании. После этого события стали стремительно развиваться…
Я играл раньше в хоккей, но поскольку это требовало всё моё свободное время, я предпочёл музыку. Торговля и прочие сферы в качестве карьеры меня никогда не интересовали. Я основал свою компанию, когда ещё ходил в школу, так что я с тех пор никогда не работал ни на кого, кроме себя самого.
3) Расскажи о своей юности. Родители тебя всегда поддерживали в увлечении музыкой?
Хммм…Я начал играть на скрипке в возрасте 5 лет, да и сам происхожу из очень музыкальной семьи со стороны отца. Мои родители развелись, когда я был совсем маленьким, так что я никогда не встречал своего отца. Мама растила меня сама с бабушкой и дедушкой. Они всегда поддерживали меня во всех моих начинаниях, и это было для меня реально огромной помощью. Когда я взял в банке кредит в 500.000 евро, моя мама и бабушка с дедушкой заложили своё жильё и всё своё имущество в банк в качестве гарантии, что я выплачу кредит. Я бесконечно благодарен своей семье за поддержку. Без них я бы не смог заниматься тем, что я люблю.
4) Несколько лет назад ты собрал собственную группу R.O.C.K. Ведь это не первая твоя группа? Как рок и металл появились в твоей жизни?
Да, я со своими приятелями решил обратиться к своим музыкальным корням и получаю от этого массу удовольствия. Мне нравится играть музыку и зависать с коллегами по группе. Это мои братья, по сути.
Кстати, свою первую группу я основал, когда мне было 9 лет. Я хотел проколоть себе ухо, и моя мама сказал, что я смогу это сделать только когда у меня будет своя группа. Так что однажды я пришёл к ней и сказал, что у меня теперь есть группа. Я начал карьеру музыканта в качестве басиста и вокалиста и получил свою первую гитару в 12-летнем возрасте. В целом, я перепробовал несколько различных стилей примерно в дюжине групп.
С металлом и роком я знакомился, когда мне было 7 или 8 лет. В то время я со своими друзьями часто смотрел видеоклипы по Sky Channel, Music Box и по другим клёвым музыкальным каналам. Думаю, что Iron Maiden и Judas Priest были первыми метальными группами, которые я услышал, и мгновенно зафанател от их музыки.
5) У тебя есть специальное образование звукоинженера, или ты руководствуешься только своим опытом?
Нет, я звукоинженер-самоучка. Я просто начал экспериментировать и учиться на своих ошибках. Понятия не имею, как это делают другие люди, потому что всегда звукоинженерил и продюссировал по-своему. Так что мой опыт и есть моё образование.
6) Несколько лет назад ты озвучивал идею переселиться в США. Но до сих пор живёшь дома…
Ну, вместе со многими финскими группами мы всегда шутили по поводу того, что мы все ошиблись континентом при рождении. В Финляндии, если ты выпускаешь «золотой» альбом, то денег с этого имеет в лучшем случае только лейбл. В США «золотой» артист может позволить себе классные тачки и огромные дома. Идея была в том, что в США многие вещи делаются легче, масштабы больше, и доходы больше, бюджеты на альбомы, соответственно, больше, что позволяет, в свою очередь, получать потрясающий результат. И всё-таки я родился в Финляндии, и никогда не перееду в другую страну, потому все моя семья и все мои друзья живут здесь. Как говорят у нас: если ты родился в Финляндии, значит, ты выиграл в лотерею!
7) Можно сказать, что ты самый “российский” финский продюсер, по количеству групп из России, с которыми тебе приходится работать? Что ты думаешь вообще по этому поводу?
Да, это правда, ко мне приезжает множество групп из России. Astia-Studios расположена в 200 км от Санкт-Петербурга, так что до нас удобно добираться. Думаю, что первая российская группа приехала ко мне ещё в 1998 году.
Раньше большинство российских групп приезжало ко мне только на микширование, записываясь при этом в России. К сожалению, российские звукоинженеры, как на уровне профессиональных студий, так и на уровне домашних записей, не обладают достаточными навыками, поэтому большая часть времени, чаще всего, тратилась не на микширование, а на исправление ошибок. В последние годы всё больше групп из России приезжает в нашу студию также и на запись своей музыки. Это значительно улучшило их звучание.
Запись альбома – это не запись на домашнем оборудовании с последующим микшированием в профессиональной студии, с ожиданием такого же результата, как если бы весь альбом был записан в профессиональной студии от начала до конца. Есть причина, почему вы не можете получить “metallica саунд” или “linkin park саунд”, записывая гитары дома. Если вы сможете сделать это, я уверен, что Metallica и Linkin Park гитары для своих следующих альбомов будут записывать у вас дома!
Мне нравится работать с российскими группами. Большинство моих клиентов являются и моими очень хорошими друзьями, с которыми я с удовольствием провожу время и зависаю.
8) Чем российские группы отличаются от европейских?
Я думаю, что в России есть немало хороших коллективов, но большинству из них до сих пор требуется развитие. Большинство проблем связано с английским языком. До того, как начать петь или хотя бы сочинять тексты песен, вы должны выучить язык. Это поможет вам и в произношении, и в качестве самого текста. Было проведено немало исследований, которые подтвердили, что люди всё-таки слушают тексты, поэтому они должны быть максимально грамотными и цепляющими для слушателя. Многие российские группы до сих пор называют свои песни вроде “Sea Of Death”, “Eternal Hate”, “Web Of Lies” и так далее. Ну, и тексты соответствующие. Это, может, было клёво когда-то в 80-х, но до сегодняшнего дня такое уже сказано и спето миллионы раз. Так что я советую сочинять не только убойную музыку, но и убойные тексты.
9) Какие группы пьют больше – финские или русские?
Ха-ха ! Я думаю, что с обеих сторон имеются пьющие в лёгкой и тяжёлой форме. Кажется, большинство музыкантов просто любит алкоголь, так что, почему бы и нет!
Я уже во многих уголках земли встречал безумных бухариков, и должен признать, что Россия и Финляндия в этом смысле практически тождественны. По моему личному опыту, пока в списке наиболее жёстко бухающих команд, которые я когда-либо встречал, лидируют Impaled Nazarene из Финляндии.
10) Можешь посоветовать что-нибудь своим будущим клиентам? Есть что-нибудь, что может помочь им правильно подготовиться к записи или сведению?
Да, несколько важных вещей есть. Вы можете почитать о них в моём блоге на странице Астии в VKontakte (http://www.vkontakte.ru/astiastudio)
Подготовка к записи:
-убедитесь, что все участники группы довольны своей музыкой и текстами, и каждый музыкант знает свои партии
-барабанщик и бас-гитарист должны репетировать вместе, без других музыкантов, чтобы иметь возможность поймать единый грув и убедиться, что их партии подходят друг к другу.
-оба гитариста должны репетировать вместе и уделять особое внимание синхронности и одинаковости риффов. Когда гитаристы окончательно разобрались со своими партиями, им нужно устроить отдельные репетиции с бас-гитаристом, чтобы убедиться в сыгранности и корректности партий. К сожалению, чаще всего случается так, что группы приезжают записывать свой альбом, а некоторые музыканты не знают своих риффов или просто не в состоянии их сыграть.
-необходимо записывать демо до того, как отправляться в студию. Это поможет вам услышать со стороны, как звучит песня.
-записывать 2-3 дополнительные песни в студийную сессию к каждому альбому. Некоторые песни звучат здорово на репточке, но совершенно не работают в студии. Если вы сочинили и записали всего 9 песен, и все они окажутся на альбоме, есть большая вероятность того, некоторые песни окажутся гораздо слабее, и это вызовет определённые трудности.
-выбрать качественные предпочтения в звучании и сравнить их с тем звуком, который в итоге накрутит инженер звукозаписи. Если ваша музыка по звуку очень сильно отличается от того, что нужно инженеру, тогда стоит что-то изменить.
Подготовка к микшированию:
-убедитесь, что все файлы сохранены в корректном формате. Уже неоднократно случалось так, что группы присылали мне файлы с различным битрейдом, разной частотой дискретизации или, например, все файлы в стерео, хотя я прошу прислать их в моно.
-правильно помечайте свои треки: вам не нужно писать название группы, название альбома и песни на каждом отдельном треке в песне. Я всегда подписывал барабанные треки следующим образом “drBd1”, “drBd2″, drSnTop”, “drSnBottom”, “drTom1” и так далее.
-и во время записи, и во время экспорта файлов для микширования, не используйте “normalize”. Многие российские звукоинженеры нормализуют треки и, да, это делает звук громче, но также осложняет жизнь при микшировании. Вы должны всегда придерживаться уровня -15dBfs, чтобы сохранить хэдрум. Если вы записываетесь или микшируете на высоком уровне, ваш саунд ухудшится. Давно, во времена аналоговых тэйп-рекордеров, ситуация была такова, что чем громче уровень, тем лучше запись. Тогда вы добивались наилучшей тэйп-компрессии, если запись проводилась на предельно возможном «максимуме». В цифровую эру всё обстоит как раз наоборот. Выставляйте уровень -15dBfs, и качество звука будет гораздо лучше.
-когда саунд для микширования готов, убедитесь, что это не день и ночь по сравнению с записанным вами материалом. Микширование – это всё-таки не чудо, хотя иногда со стороны так и кажется…
11) Как ты думаешь, что привлекает российские коллективы в работе с тобой?
Я думаю, свою роль играет наше удачное расположение и тот факт, что за последние годы в Astia было записано немало очень хороших альбомов. Так что мы определённо простой и надёжный выбор для получения хорошего результата. Сейчас, когда у нас есть готовая Студия B, и в студийной работе мы также сотрудничаем с платиновым продюсером, господином Миитри Аалтоненом, думаю, к нам будет приезжать ещё больше российских групп. Ведь работа с разными продюсерами приносит и разные результаты.
12) Какие качества, помимо бесконечного терпения, усидчивости и идеального слуха, должен иметь саунд-продюсер?
Ну, я доверяю своим ушам и обычно знаю, что я делаю . Кроме того, сейчас, когда у нас есть две полностью упакованные студии с различным оборудованием, я могу выбирать между студиями, чтобы быстрее достичь саунда, который предпочитает группа. Думаю, что моя работа говорит сама за себя.
13) Как тебе удаётся оставаться в хорошей форме при такой сидячей работе и не всегда здоровом образе жизни?
Когда я построил студию, то решил приобрести для него самое лучшее кресло, которое только можно найти на рынке, ведь я провожу в нём большую часть времени. Так что пока никаких болей в спине у себя не наблюдаю.
Некоторое время назад я начал бегать трусцой, и планирую пробежать марафон. Так что я теперь бегаю регулярно и слежу за тем, что я ем. В Финляндии множество людей каждый день подсчитывают калории, которые они съедают, и я тоже это делаю. Никаких соков или сладких лимонадов, не слишком много углеводов и так далее. В остальном, питаюсь основными продуктами. Для меня не сложно оставаться стройным и играть концерты без футболки, не стесняясь, что кто-то подумает, что я толстый…
14) А как насчёт вечеринок почти каждый день? Как тебе удаётся сочетать это с твоей работой?
Я никогда не пью пиво или водку, ничего, кроме виски с колой без сахара. Для меня виски является единственным напитком, после которого меня не мучает похмелье. Мне нравится устраивать вечеринки и выпивать с группами. Это одна из приятнейших сторон моей профессии.
15) Ты можешь считать свою жизнь удачной? Есть ли что-то, чего бы ты ещё хотел достичь?
Я счастлив, что у меня есть шанс работать с множеством классных команд и музыкантов. Думаю, всегда есть место для самосовершенствования, и если я когда-нибудь осознаю, что мне уже нечему учиться, то я брошу студийную работу и получу настоящую профессию. Ведь это здорово – каждый день учиться чему-то новому и продолжать совершенствоваться.
Я начал свою компанию с нуля, и моя семья довольно бедная. В этом смысле я считаю, что уже достиг многого. Но ещё есть так много всёго, что можно осуществить и сделать!
16) Что ты любишь в своей работе, и чего бы хотел избежать?
Мне нравится, когда один день не похож на другой, что каждая студийная сессия отличается от другой. Это позволяет сохранить свежесть в том, что ты делаешь. Правило “эти-настройки-всегда-работают” не действует, во время каждой сессии настройки меняются. Уже доказано опытом, что даже если у вас барабаны фиксировано подзвучены микрофонами, то это не гарантирует одинаково хороший результат в разные сессии. Нет похожих по звучанию барабанщиков – один всегда тотально отличается от другого. То же самое с гитарами и басом. Это то, что мне нравится больше всего, и моя задача состоит в том, чтобы каждую группу заставить звучать уникально. К сожалению, случаются сессии, в которых качество записи ограничивает это стремление…
Раньше я мог работать по 16 часов подряд без перерыва, и это то, чего бы я предпочёл избегать. Я привык работать без выходных длительный период времени, и больше так не поступаю в своей жизни. Один день отдыха, или даже два в неделю – более чем приветствуется!
17) Что ты думаешь по поводу нынешнего креативного и финансового кризиса в музыкальной индустрии?
В настоящий момент мы живём в очень интересное время. Никто не знает, что из всего этого получится. Одно могу сказать точно – музыка никогда не исчезнет, а люди всегда будут её делать. Продажи альбомов идут вниз, а группе обязательно нужно записывать альбомы, чтобы отправиться в турне или вообще продолжать гастролировать… У меня нет решения этих проблем, но рано или поздно у кого-то родится великая идея, как это всё можно решить.
18) Тебе удаётся слушать новую музыку? По твоему мнению, есть ли сегодня смысл в производстве компакт-дисков или они скоро исчезнут как аудио-носители?
Я уже несколько лет не слушаю в свободное время метал-музыку. В какой-то момент мне нужно было выбрать между тем, чтобы продолжить слушать металл и прекратить работу с метал-группами в студии, либо продолжить записывать метал-музыку в студии и слушать что-то совершенно другое. Я выбрал последнее.
Я до сих пор покупаю компакт-диски. Иногда покупаю альбомы на iTunes. Никогда не загружаю музыку бесплатно в Интернете, поскольку уважаю артистов, которые мне нравятся, и продолжаю поддерживать их, хотя бы покупая их музыку.
19) Как ты думаешь, ты можешь лично помочь группам, помимо твоего профессионального и креативного участия в студийной работе?
Да, мне нравится общаться со всеми группами, которые приезжают ко мне поработать на студии. За свою карьеру я научился многим вещам, которыми я с удовольствием со всеми делюсь. Обычно, если я действительно могу помочь, то я это делаю. Сейчас моё время очень ограничено, но я и впредь буду делать всё, что в моих силах.
20) Вернёмся к твоей группе R.O.C.K. Какова была основная идея создания супер-группы? Это больше для души? Можно ли говорить о серьёзном коммерческом потенциале? Каковы дальнейшие планы?
Для меня R.O.C.K. это возвращение к истокам. Ведь когда-то я и основал студию только для того, чтобы записывать музыку собственной группы. Несколько лет назад я завёл разговор с Сами (гитарист, основатель финской группы Lullacry) о создании совместной группы, и, наконец, для этого нашлось подходящее время. Вначале мы провели отбор остальных музыкантов, хотя мы все друг друга очень хорошо знаем. Сразу решили, что будем играть только ту музыку, которая нам всем нравится. Нет ничего лучше, чем заниматься любимым делом в хорошей компании.
Мы вообще не думаем о коммерческом успехе. Разумеется, было бы здорово его иметь, но музыку мы играем не из-за этого. В этом декабре мы выпустим новый сингл для бесплатного скачивания в Интернете, и в течение первого квартала 2012 года будет ещё один. Мы рассчитываем следующий альбом также выложить в Интернет бесплатно. Если представить, сколько усилий сейчас нужно потратить на то, чтобы продавать компакт-диски, притом, что деньги нас не интересуют, и мы хотим только делиться своей музыкой, то бесплатная загрузка кажется нам совсем неплохой идеей.
21) Ты планируешь продолжать инвестировать свою энергию параллельно в группу и в студию?
Да, это то, что мне нравится. Живая игра мне нравится больше всего, и именно поэтому моя группа все основные треки (барабаны, бас и ритм-гитары) записывает живьём в студии, именно так, как в 90-х было записано немало классных альбомов, до того, как началась эра компьютеров. Это придаёт музыке дополнительные эмоции.
22) В прессе Astia Studios часто упоминается в контексте группы Children Of Bodom, но ты уже давно с ними не сотрудничаешь. Можешь рассказать почему?
Я записал для COB два демо ещё до того, как они подписали контракт, затем я продюсировал и записывал и первый, второй и четвёртых альбомы по счёту, не считая некоторых миньонов и тонны каверов и синглов. В первые четыре года их карьеры я даже ездил с ними на гастроли по всему миру в качестве концертного звукоинженера. После записи второго альбома я сказал им, что было бы неплохо им попробовать поработать с другим продюсером и отправиться в другую студию. Поэтому свой третий альбом они записывали с Петером Тагдгреном, и всё равно для следующего, четвёртого альбома вернулись ко мне.
У нас до сих пор сохраняются близкие дружеские отношения. Год назад Яска Раатикайнен приезжал ко мне в гости, и мы отлично провели время и вместе побухали. В течение последних пары месяцев Алекси Лайхо и Янне Вирман связывались со мной, и мы славно пообщались на разные житейские темы, кто и как живёт. Возможно, мы ещё поработаем вместе в будущем. Лично я надеюсь, что они отправятся к какому-нибудь большому продюсеру в США. Ведь очень мало финских групп делают такое, а у COB есть для этого деньги и возможности.
23) Работа с какими проектами/группами тебе больше всего запомнилась?
У меня остались отличные воспоминания от множества различных сессий. Думаю, одно из самых приятных воспоминаний связано с записью альбома «Hate Crew Death Roll» группы Children Of Bodom – мы адски поработали, и адски повеселились! Это действительно была угарная запись. Я мог бы легко перечислить пару десятков групп и студийных сессий, но у вас тут не хватит для этого места !
24) С какими группами ты сохраняешь близкие и дружеские отношения?
С большинством групп, с которыми я работал. Многие группы приезжают потом ко мне в гости просто на сауну и выпивку. Я несколько отпусков проводил в Хельсинки, и иногда встречал, например, музыкантов из Norther. Один из них пригласил меня к себе домой, готовил ужин для нас и всё такое, что было очень приятно. Я могу вспомнить всего несколько групп, которые странно себя вели, и с которыми со временем не сложилось дружеских отношений.
25) Спасибо большое за обстоятельное интервью! И в завершении, твои пожелания читателям и слушателям Специального радио!
Hell yeah! Спасибо, что прочитали это интервью. Следите за новостями на: http://www.vkontakte.ru/astiastudio и http://www.facebook.com/astiastudio
Не стесняйтесь обращаться ко мне напрямую по поводу букирования студии. У нас в распоряжении есть пять инженеров, кроме того, вы можете привезти своего собственного звукоинженера, если хотите! Всего наилучшего в Новом 2012 году!!!! Cheers!!!!!!!!