Специальное Радио предлагает вашему ценнейшему вниманию интервью с группой Dissector, проведённое по случаю двадцатилетнего юбилея коллектива и выпуска нового альбома “Not Like Before”. Достойный упоминания момент – беседу с музыкантами организовала Влада Федяева, интервьюировавшая Dissector чуть ли не на заре творческого пути, причём в родном городе музыкантов.
С группой “Dissector” впервые я познакомилась, когда работала на одной из студий магаданского телевидения. Подруга рассказала о нашумевшем в городе коллективе, посоветовала встретиться и взять интервью. Мол, беспроигрышный вариант, даже предложила пойти со мной. Мы встретились на репетиционной точке группы. Сейчас, после почти 20 лет с момента той встречи, я понимаю, как все мы сильно изменились, как наша жизнь изменила нас. И лишний раз удивиться, как она порой не меняет желания музыкантов заниматься любимым делом. Этим летом у группы своего рода юбилей, 20 лет. Для рок-коллектива – это возраст. Мне стало интересно, как держались на плаву всё это время? Сегодняшняя индустрия профессиональной музыки не щадит слабых, чего уж говорить про андеграунд. Не опустить руки и не сдаться – участь не многих. Две декады продержались и отметили это выпуском нового альбома. Не буду долго рассуждать о проблемах современной звукозаписывающей кухни, а предлагаю вам свежайшее и эксклюзивнейшее интервью со старожилами российского метал-подполья.
1. Во-первых, поздравляю с выходом альбома! Хотя не могу сказать, что шумно и всей страной празднуем. Поделитесь данными о нынешнем состоянии проекта.
Олег: Спасибо, Влада! О какой стране речь?
Ян: Спасибо за поздравление! Да, обошлось без салютов и фанфар, скромно, по-семейному. Планетарное признание было весьма неплохо ощутить , но для этого пока слишком мало сделано. Двадцать лет так быстро пролетели… Состояние наше нынче преимущественно студийно-тусовочное. Переосмысливаем и вспоминаем прошлое, радуемся настоящему, и кое-что планируем на будущее. Стараемся как можно чаще встречаться, юбилея внутренне не ощущаем, так как в классическом составе собрались после многолетнего перерыва всего несколько лет назад. Сохранилось желание совместно музицировать и фиксировать творчество в пространстве – это самое главное.
2. Вы честь 20-летия выпустили своими силами новый компакт-диск с неизданным материалом. Расскажите подробнее о его содержимом.
Ян: Если честно, я в последние годы не особо активно занимался делами Dissector. Во-первых, имелся ряд жизненных обстоятельств, а во-вторых, большая часть времени уделялась моему другому проекту The Lust. Но всякий раз при подготовке нового альбома The Lust я сочинял несколько песен, теоретически подходящих для Dissector. Даже актуальный диск The Lust “Decomposition Deluxe” звучит довольно жестковато. В итоге, примерно с 2005 года накопилось много треков, и жёстких и мелодичных, которым не нашлось применения в The Lust. Они дописывались и доводились до ума в разное время, а в последние годы к этому процессу подключились музыканты Dissector из старого состава, чему я очень рад. Что-то осталось в демо-качестве, а что-то имеет вполне достойный студийный вид. Для „Not Like Before“ было отобрано 14 песен и инструменталов, и ещё примерно столько же неизданных демо-записей и студийных треков осталось в запасе, на будущее.
3. Какие отклики от поклонников получили? Рецензии знающих разозлили, обрадовали или разочаровали?
Олег: Альбом только что вышел, и возможность оценить его имели лишь единицы: друзья, знакомые, родные. Поэтому не удивительно, что отзывы пока только положительные. Подождем, когда альбом заденет внимание критиков и просто любителей музыки. Но нужно понимать, что некоторая часть материала, представленного в альбоме, имеет формат демо, т.е. не самый идеальный по исполнению и сведению вариант.
Ян: Много откликов пока не слышал, альбом только-только начал распространяться. Но мнения фэнов, которые я лично слышал и читал, меня устраивают. Это же юбилейный альбом-напоминание, больше для тех, кто знает нас лично, или знаком с творчеством коллектива в целом. Так сказать, компиляция нереализованных идей, удачных и спорных. О своих недостатках мы вам и сами рассказать можем. В любом случае, любые мнения и рецензии – велком.
4. У вас в составе одни парни. Единственная дама в коллективе, на обложке. За что вы её так каждый раз разделываете?
Олег: Это ещё вопрос, кто кого разделывает. Даме, конечно, досталось, но и она, если ты заметила, не ангел. Я не знаю, кто она, как её зовут, и какие ужасные события в её жизни заставили взять в руки молоток и гвозди. Об этом лучше спросить Павла Антонова, дизайнера и автора обложки и буклета, хотя художники не очень-то любят комментировать воплощения своих фантазий. Паша талантливый дизайнер, меня восхищают его работы, я очень надеюсь, что он и дальше будет с нами сотрудничать, и на обложке следующего альбома мы увидим новый фрагмент из жизни брутальной девицы.
Ян: Кстати, в самом первом составе (pre-Dissector) на бас-гитаре играла девушка Оксана. Правда, тогда мы вообще никак не назывались, только пытались придумать название. Эта Оксана была женой известного в Магадане рок-гитариста Макуса, и нам это тогда казалось так круто! Она нас отчасти и ввела в “тусовку”, приоткрыла глаза, так сказать. Впрочем, мы недолго с ней музицировали, поиграли несколько самых первых песен и всё. Затем ей по не очень приятным семейным обстоятельствам пришлось заниматься далёкими от музыки вещами. Так что мы даже не дали вместе ни одного концерта. А что касается гражданки с обложки, то трудно представить, что с ней станет на следующей обложке. Фантазия у Паши Антонова, автора всех наших артворков, работает будь здоров!
5.Состав Dissector не раз менялся, но осталось ядро, три постоянных участника. Как вам удаётся столько лет держаться вместе? Горло иногда перегрызть не хочется друг другу?
Олег: Это не совсем так. Ядро оказалось не таким стабильным, как этого бы хотелось. И через несколько лет после образования, оно, в силу разных причин, распалось, а нуклоны Диссектора разбросало по всей стране. В отношениях между нами возникла огромная пространственно-временная дыра. Никто из нас тогда и представить не мог, что через несколько лет проект будет реанимирован в первоначальном составе. В конце концов, судьба забросила меня в московский регион, и оказалось, что мы не так уж и далеко друг от друга. В тот период Ян проживал в Москве, а Андрей, как и сейчас, во Владимире. Не могу сказать, что мы тут же начали с энтузиазмом общаться, всё-таки за 10 лет, что мы не виделись, многое в нас изменилось. Однако вскоре стало понятно, что мы такие же чокнутые, как и раньше, с теми же тараканами в головах. К тому времени Ян уже возродил проект Dissector и даже выпустил альбом «Cry For Me». Нам с Андреем оставалось только запрыгнуть на вновь поехавший бронепоезд.
Андрей: Я считаю, что воссоединение группы именно в таком классическом составе было неизбежным. После расставания на столь длительный период, наверно пришло осознание, того, что нам надо быть вместе не только в плане творчества, но и для обычных человеческих отношений и дружбы. А горло иногда можем и погрызть….и это нормально.
Ян: Вообще, так долго тянуть с воссоединением не стоило, тем более, что давно живём уже не в 8 часах лёта друг от друга. Как случилось, так и случилось. Это уже давно вышло за рамки музыки как таковой и касается, в большей степени, человеческого общения. Мы довольно разные люди, но нас много чего объединяет. Жаль, что ещё один участник Dissector первого состава, гитарист Лекс Баханов вернулся на Украину, помыкавшись по Питеру. Мы немного не успели с воссоединением, а то бы и его приобщили. Он играл с нами в 93 и 94 годах, потом нас жизнь тоже развела в разные стороны, но через почти 17 лет свела вместе, и мы теперь в замечательных дружеских отношениях. На диске “Not Like Before” Лекс успел перед самым отъездом записать акустическую гитару в инструментале “Too Many Years”.
6. Как существует коллектив, когда все 3 участника живут в разных городах? Как вы альбом записывали?
Олег: Не смотря на то, что мы проживаем в разных городах, общаемся гораздо больше, чем те же 20 лет назад, хотя, в основном это невербальное общение. Редко, но нам всё-таки удается встретиться. Свои партии я записывал у себя, в домашней студии. Вариации отправлялись Яну и Андрею, а в ответ я получал порции безжалостной критики. Приходилось несколько раз переигрывать, прежде чем получался вариант, который более-менее удовлетворял нас. К сожалению, не удалось поучаствовать в сведении записанного материала. К некоторым моментам есть претензии.
Андрей: К счастью, сейчас существуют различные технические возможности репетировать удаленно друг от друга. Возможностей для общения и обмена информацией гораздо больше. Ну и ввиду нашей удаленности друг от друга, мне кажется, мы успешно все это используем. Впрочем, компы компами, но живого общения это не заменит. Буквально месяц назад собирались вместе в Питере.
Ян: Интернет и компьютерные возможности сейчас многое упрощают, причём не только на уровне записи демо. Так что пока обмениваемся набросками и идеями, ну и записывать новый альбом, скорее всего, будем также, с последующим сведением у нужных людей. В идеале, конечно, поработать вместе в хорошей студии. Жизненные условия пока не позволяют разгуляться.
7. Что чувствуешь, когда выходит новый альбом через столько лет?
Олег: Почувствовал, как мой гипофиз буквально вспотел, вырабатывая эндорфин. Не могу сказать, что я прыгал от радости до потолка, в жизни случались и более значимые события. Тем более что моё участие в материале альбома далеко не 100 процентное. Да, достигнута определенная цель и, наверное, выход нового альбома это важное событие для любого музыканта. Но «хит-конвейер» Яна работает безостановочно, поэтому не стоит и надеяться, что он позволит расслабиться и отвлечься на что-то другое. Работа над следующим альбомом началась когда «Not Like Before» ещё не был сведен.
Андрей: Ну как объяснить… Лично я с неким трепетом держал в руках новоиспеченный диск. А чувства были такими – ну что, мы еще живы и на покой не собираемся. Это честно. Именно так.
Ян: У меня лично больших перерывов между появлением новых альбомов пока не случалось, поскольку последние десять лет относительно регулярно выходят альбомы The Lust. Но ощущения всякий раз волнительные.
8. Вы работали на разных студиях, как в России, так и за рубежом. Где легче работается?
Ян: Я не большой знаток техники и прочих нетворческих премудростей, поэтому на студии ценю обстановку, собственные ощущения и, конечно, человеческий фактор, т.е непосредственное общение с продюсером. Из этого складывается субъективное мнение на будущее. Тут бы определиться, что значит «легко»… Если всё вышеназванное сочетается вместе, то душевно работается всегда легко. Однозначно. Но отыгрывать материал на репетициях, и потом потеть в студии, переигрывая до кровавых мозолей, казалось бы, уже идеально сыгранный фрагмент, стремаясь чересчур щепетильного продюсера, – в этом смысле у меня имеются экстремальные воспоминания. Идеальный вариант, это когда тебе удалось более-менее качественно записать всё в России (это возможно) и потом отправиться на недельку всё это безобразие сводить за бугор. Можно с утра до вечера не просыхать, постоянно быть в пограничном состоянии, посвящать всё время вдохновляющим моментам и наслаждаться, как из ничего вдруг начинает качественно и мощно звучать твоя песня. Это уникальные ощущения. А дорогостоящей студийной начинкой сейчас мало кого удивишь, современные технологии в некоторых случаях уравнивают возможности средних по дороговизне и бюджетных студий, у каждой профессиональной студии свой почерк, свои цены и прочее.
9. Нет желания на подмостки выйти, тряхнуть юбилеем, так сказать? Раньше ведь выступали.
Олег: Безумно хочется, но при существующем уровне сыгранности об этом можно только мечтать. Нужно репетировать почаще, чем раз в три года, а это, учитывая особенности дислокации группы, не реально.
Андрей: Конечно, есть такое желание. Очень хочется вспомнить старые добрые времена, но на данный момент есть некоторые объективные причины, которые нам в этом препятствуют. Я надеюсь, что может быть не сейчас, но на сцену мы еще выйдем.
Ян: Мне очень нравится студийная работы, процесс запись демо, придумывание аранжировок и так далее. Ощутимость результата, песня, диск и прочее. Для меня это уже давненько продолжается, так что я, можно сказать, отвык от концертной деятельности. Но частенько, глядя на отличный замес на сцене, ощущая энергетику играющей вживую команды, я вспоминаю, как это круто. И желание сыграть пару-тройку концертов появляется.
10. Что до сих пор заставляет за музыку держаться? Почему не отпускает?
Ян: Трудно сказать. Иногда воспринимаю её как проклятие, иногда как редкостную благодать. И с музыкой проблемно, и без неё другого увлечения для себя не представляю. Иногда гитару не беру неделями в руки, чтобы лишний раз не сочинить песню. А то ведь её потом сразу хочется записать, и как можно лучше. И начинается один и тот же замкнутый круг, т.е. производственный процесс. Потом слушаешь собственную песню, прёшься от себя самого и тут же сочиняешь ещё две. В общем, это либо есть, либо нет.
11. Чем новый альбом принципиально отличается от других ваших записей?
Ян: В общем, многим, как мне кажется. Поскольку это компиляция накопившихся неизданных песен и инструменталов, то стилистически речь идёт о приличном разнообразии. Я специально не отбирал треки по стилям и настроениям, просто собрал их в соответствие с периодами возникновения и подобием внутриальбомной логики. Прежний релиз «Cry For Me», всё-таки, был более цельным, единым мелодик-треш-дэт-метальным куском музыкальной плоти. А «Not Like Before» можно легко «разложить» на отдельные треки. Это заметно, и мы этого не утаиваем. Следующий материал хочется снова сделать монолитным, скоростным и бронебойным.
12. Как изменилось отношение к музыке с возрастом?
Андрей: Наверное, стал слушать гораздо больше разнообразной музыки, не зацикливаться на чем- то одном. Это и гораздо интересней, и для души полезней.
Олег: Судя по плейлисту в моём mp3 плеере, не изменилось. Кризис среднего возраста, во время которого, происходят различного рода метаморфозы, психологические и физиологические, переосмысливаются существующие ценности и рождаются новые, для меня ещё не наступил. По крайней мере, по моим внутренним ощущениям. Спроси меня об этом лет через 20.
Ян: Возможно, изменилось, но не могу лично определиться – в лучшую или худшую сторону. Скорее всего, стал очень разборчив и циничен. Давным давно не слушаю музыку как раньше – всё подряд. Нынче предпочитаю проверенные команды, не обязательно треш-метал или мелодик дэт, в этом смысле, мой повседневный ассортимент музыки не меняется. Это и Paradise Lost, и Katatonia, и Seal, и The Haunted, и Nightrage, и ещё много чего. А вот к новым бандам отношусь крайне селективно и, чего скрывать, заранее скептически. Приятные открытия случаются, но очень редко и дальше одного альбома или нескольких песен не распространяются.
13.Какой смысл сегодня выпускать компакт-диск, да ещё с 16-траничным буклетом?
Ян: Увы, моя старомодность по поводу дисков, синглов и физических носителей в целом, неискоренима. Люблю специальные издания с бонус-треками, солидными буклетами, креативными оформлениями и прочее. МП3 файлами пользуюсь только с целью ознакомления и, если нравится, обязательно покупаю диск, хотя понимаю, что 90 процентов в лучшем случае получит не сам музыкант, а прожорливые и зачастую борзые, жадные или ленивые лейблы. Я и против винила ничего не имею, наоборот, даже хочу что-то издать на виниле, может в рамках какого-нибудь бокового проекта или специального издания Dissector. Смысл всё это выпускать в условиях андеграунда один – только для души и никак иначе.
14. Думаете заставить кого-нибудь купить физический носитель андеграундной команды, пусть и с давней историей?
Ян: Этот вопрос дополняет предыдущий. Разумеется, никто никого не заставит и не уговорит это сделать. Понравятся песни – ну и замечательно! Лично меня в качестве повода для выпуска диска устраивает и собственный энтузиазм. Ок, от денег отказываться никто не будет, но реально смотреть на вещи тоже необходимо. У меня куча всяких идей, может какие-то и могут стать коммерчески успешными, однако мне жизни не хватит, чтобы их все реализовать. А как узнаешь, какая песня “выстрелит”? Мы делаем и будем делать физические носители не с целью обогащения, а с целью удовлетворить собственные амбиции, чтобы лишний раз напомнить о себе и о том, что нас уже многие годы радует. Если у кого-то появляется желание уважить труд музыканта и купить его диск, стоящий в России уже чуть ли не две бутылки пива, или эксклюзивную майку, выпускаемую тиражом всего 50-100 штук, это можно только приветствовать, и я благодарен всем, кто приобретает наши диски и майки, напрямую или заказывая их по почте.
15. Немного классики. Расскажите о планах на будущее.
Олег: Хочу сделать видеоклип на одну из наших песен. Никогда этим не занимался, но вот вдруг решил попробовать. Спасибо Андрею и Яну, что поддержали инициативу. Живых съёмок планируется немного, и основная часть работы связана с компьютерной графикой и анимацией. На сегодняшний день это единственный вариант, который мы можем себе позволить. Компьютерная анимация требует значительных вычислительных ресурсов, поэтому речь не идет о двух-трех месяцах, постараюсь закончить в этом году.
Ян: Мы уже упоминали о втором диске с неизданными треками и мультимедийной секцией. Хотелось бы, чтобы и до него дошла очередь. Далее планируется выпуск ещё одной майки и сочинение новых треков, кое-какие наброски уже имеются. Надеюсь, что релиз будет равноценно создан всеми участниками DISSECTOR, удалённо или нет. Кроме того, буквально недавно возникла идея одного совместного проекта с Black Frank, вокалистом мюнхенской панк-рок группы Rauschangriff. По-крайней мере, это планы осуществимые, а по поводу неосуществимых лучше не фантазировать.
2 августа, 2012
Отличное интервью с отличной командой. Никогда не знал Олега с этой стороны. Удивил. Надо изучить ваше творчество поглубже.