rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Интервью с Johan Liiva

Специальное Радио поздравляет всех с наступающим Новым годом и с удовольствием представляет эксклюзивное интервью со шведским музыкантом и вокалистом Йоханом Лиивой, известным своим участием в группе Arch Enemy, ныне фронтменом death-metal коллективов Hearse и Nonsexist.

1. Представь себя читателям и слушателям Специального Радио. Пожалуйста, не стесняйтесь!
Йохан Лиива: Итак, меня зовут Йохан Лиива, мне 42 года (или меньше, ха-ха, всё зависит от того, под каким углом смотреть), веду активную деятельность на метал-сцене с 1986 года. Бывший вокалист групп Arch Enemy, Furbowl и Carnage + плюс ещё нескольких других групп. Хотя сейчас я не являюсь музыкантом на полный рабочий день, как планировал лет 12 назад. Но нет, – у судьбы оказались другие планы, так что… я работаю печатником, в настоящий момент музыка для меня более-менее является хобби. Что, собственно, для меня вполне подходит. Если нет возможности зарабатывать тем, что ты любишь, лучше зарабатывать тем, что тебе хотя бы нравится, хе-хе..
2. Надеюсь, Вы не против, если мы первую часть интервью посвятим Вашему участию в группе Arch Enemy во второй половине 90-х. Сам лично считаю ваши записи того периода одними из жанрообразующих в целом и лучшими и искренними в карьере Arch Enemy, поэтому хотел бы поинтересоваться событиями того периодах. Во-первых, почему Вы ушли из Carnage, и почему прекратил существование проект Furbowl?
Йохан Лиива: Нет, совсем не против. Всё началось в конце ’95 и дошло до записи и издания альбома “Black Earth”. Из Carnage я ушёл по одной простой причине, – они хотели другую манеру гроулинга (“более лёгкий”, более в сторону скриминга … ну, дежа-вю – это снова случилось, но почти десять лет спустя, всё идёт по кругу, я думаю, LOL). Я ушёл из Carnage в 1990, вскоре после этого образовались Furbowl. Оттуда я ушёл потому, что всё стало принимать слишком “серьёзные” формы. Новый контракт с Black Mark productions, ощущение давления и необходимость изображать кого-то другого во время живых концертов и так далее. Короче, ладно, просто не моя тема! Так что я просто сказал себе: “Я больше не хочу этим заниматься”. Хотя Furbowl была для меня больше, чем просто ещё одна группа. Это был путь, чтобы выбраться из всего того дерьма, которым мне казался тогдашний музыкальный бизнес и (дэт) метал-сцена в частности. Итак, никаких больше “furbowling” для меня, примерно с осени 1994 года. Нужно ведь проявлять хоть какую-то гордость, верно? Хммммм…
3. Проект Arch Enemy показался вам более перспективным на тот момент? Кто всё-таки был его инициатором?
Йохан Лиива: Да, конечно! Я был голоден и хотел большего. Как-то в конце 95 года Майк позвонил мне и рассказал о новом “проекте”, и я запал на эту идею с первой минуты! Это было ИМЕННО ТО, чем я хотел заниматься, по крайней мере, в тот конкретный период моей жизни. Так что, момент был подходящий, и предполагалось, что это будет всего-навсего “проект”. Но с “предупреждением”, что “если всё пойдёт хорошо, то мы “выстрелим” в Японии и даже отправимся туда на гастроли”. “Да, да, Шерлок, так и будет,” – подумал я… и пошёл постригся (умное решение!!!) LOL

4. Как в группе появился Daniel Erlandsson? Для брата Майка Кристофера в группе было сразу зарезервировано место? В некоторых источниках указывается, что Arch Enemy организовали именно Майк и Кристофер.
Йохан Лиива: Arch Enemy сначала и в первую очередь задумывался, как некий “треш-метал проект с примесью дэт-металла”, типа смесь Carcass и Exodus, или что-то вроде того, ха-ха! Крис к этому всему прилагался, Даниэль пришёл позднее. В принципе, это был лейбл Wrong Again Records, кто как бы подтолкнул Майка к созданию группы… Майк позвонил мне как вокалисту в первую очередь, Крис уже был более-менее в группе, а Даниэль появился вскоре после этого. Все великолепные музыканты – и отличные парни, к тому же!!! Какая у нас тогда была банда, чума просто!!! (smile)
5.Расскажите немного о периоде, предшествовавшем появлению вашего дебюта “Black Earth“. Где репетировали? Приходилось ли работать? У кого какие были обязанности?
Йохан Лиива: Ну, у нас у каждого были свои обязанности, и по жизни, в том числе. У Майка тогда родился ребёнок, у Даниэля тоже родился ребёнок, и появились другие вещи, требовавшие его внимания, у меня у самого была собственная (печатная) фирма и дом, ну и так далее. В той или иной степени я от всего этого отказался ради музыки. Только Крис был “открыт и готов”, как дикий цветок, ха-ха. Короче, мы все пошли на свои жертвы ради великих AE – без малейшего представления, что нас ждёт впереди!
6. Прочитал недавно ваш комментарий по поводу того, что из всех альбомов Arch Enemy с Вашим участием “Black Earth“ остаётся вашим неизменным фаворитом. Можете рассказать, в каких условиях записывался альбом? Какие цели вы вообще ставили перед собой в тот период?
Йохан Лиива: Он записывался в знаменитой Studio Fredman в Гётеборге, в Швеции. Эээээ, да, я помню, как Майк позвонил мне из студии и сказал, типа: “Ты только послушай эту стену разрушающего звука!” И я слушал это через телефон, и это звучало, скажем так… в общем, в тот момент такие мурашки побежали по телу! Ха-ха! Да, у нас был хороший бюджет, порядка 6000 евро, и тогда мы понятия не имели ни о том, что произойдёт в будущем, ни о чём другом!!! Это было отличное время в моей жизни, такое трепетное. Всё было великолепно!

7. У группы тогда были далеко идущие планы? Насколько жёсткой была дисциплина в коллективе? Коллективные решения принимались?
Йохан Лиива: Нет, вначале всё было не так амбициозно. Но с течением времени всё менялось, и мы стали ощущать давление (вот только, со стороны кого и чего?). Несколько лет группа была практически семьёй, затем всё стало превращаться в то, что я предпочитаю называть “только бизнес”. И это вполне OK, не поймите меня неправильно. Нам всем нужно как-то зарабатывать на жизнь. Уровень дисциплины тоже повысился. Мы перестали устраивать пати (чтобы лучше выглядеть на фотографиях для журналов Burrn! и других, я так полагаю, ха-ха), появились и другие моменты, вроде тех, что мы, например, не могли проводить время с нашими любимыми и семьями в период, когда давался сигнал “красной тревоги”. Никогда не забуду историю, когда мы в 1999 году в Лондоне разогревали Cradle of Filth. Майк был так зол на меня, когда меня приехала навестить моя бывшая жена, мы заблудились и не могли найти нужную станцию метро. На следующий день он отчитывал меня как школьника, ха-ха, это было так глупо. Но, такое тогда у нас было время. Сейчас мы все смеёмся, вспоминая эти ситуации, так что однозначно ни у кого никаких обид нет.
8. Какова была ваша реакция на то, что первый альбом “Black Earth” сначала стал популярным в Японии? Чем вы это объясните? Группа искала в тот момент издателей в Европе?
Йохан Лиива: Определённо я был удивлён, когда узнал, что альбом так хорошо продаётся в Японии, можно даже сказать, я был шокирован, хех! Причина этой популярности (всего за две недели было продано около 20.000 копий, прикиньте!) предполагаю, заключалась в том, что японцы снова хотели получить что-нибудь вроде Carcass, и они это получили. Скорее всего, мы оказались в нужное время в нужном месте, как-то так. Да, как только стало понятно, в Японии к нам пришёл успех, мы тут же стали связываться с лейблами в Европе/США/worldwide, так что вскоре заключили контракт с Century Media. Отличный лейбл во всех отношениях, но они конкретно лоханулись с обложкой альбома “Stigmata”, хе-хе…

9. К моменту выхода альбома “Burning Brigdes” – вполне достойного и качественного, на мой взгляд – в 99 году вы были уже достаточно известным коллективом. Как складывались отношения в группе в тот момент? Что происходило за кулисами после концертов?
Йохан Лиива: В целом, всё было хорошо. Кстати, мне очень нравятся ваши вопросы, с удовольствием на них отвечаю. Не то, что обычно задаёт большинство, а такие вопросы… с глубиной, супер! (Йохан, спасибо! – Прим ред.) Хм хм, думаю, всё было ок, хотя ситуация самка по себе становилась более напряжённой. Положение вещей становилось всё серьёзнее и серьёзнее, что вполне объяснимо. Насколько я помню, за кулисами мало что происходило, всё было спокойно, никаких потасовок или чего-то в этом духе, ха-ха! Это просто не в нашей натуре. Всё было в порядке, пока мы не достигли точки невозврата. Группа хотела расти дальше, становиться больше, а я в тот период был полностью выжат тремя очень важными вещами в моей жизни: уходом из моей фирмы, где проработал 6 лет, разводом и переездом в другой город. Я просто не мог это всё успешно совместить.
10. Какие остались воспоминания о гастролях в Японии?
Йохан Лиива: За все годы в Arch Enemy я бывал с гастролями в Японии три раза/ Это очень хорошие воспоминания, всем рекомендую когда-нибудь побывать там и самим это ощутить, это просто потрясающе! В первую очередь: очень милые и хорошие люди. Шоу всегда были НА ВЫСОТЕ!! Там безумная публика, это не миф! Много хорошей еды, собирание орешков палочками для еды в каком-то баре в “худшем районе Токио” (потому что такого нет в принципе – там все места приятные), и ещё пара девочек, йеееа!! Но не очень много, лишь когда я был пьян, ха-ха..
11. Не могу не спросить, хотя история уже давняя. Как Вы отнеслись к идее Arch Enemy перезаписать с другим вокалистом песни с первых трёх альбомов группы, только уже с нынешним вокалистом? Можете прокомментировать результат – альбом “The Root Of All Evil”?
Йохан Лиива: Ну, что касается моего мнения, то они могут делать то, что им вздумается, и меня это действительно никаким образом больше не касается. Пару лет назад мне прислали копию альбома “Root..”, но я его так до сих пор и не прослушал. Знаете, как говорится, “Let sleeping dogs lie”, по крайней мере, для меня. Я предпочитаю эти треки в том оригинальном виде, в котором они изначально записывались и исполнялись!

12. Вы коллекционируете аудионосители со своим участием? Переиздания первых альбомов Arch Enemy у вас имеются?
Йохан Лиива: Да, я стараюсь. У меня есть почти все релизы, кроме некоторых гостевых записей. Свой собственный материал имеется в оригинальных версиях и переизданиях. До сих пор не хватает тройного винила Furbowl, ха-ха!
13. Почему опубликованные позднее бонус-треки не вошли в первые версии альбомов, например, песни “Loosing Faith”, “Fields Of Desolation” и “Damnation Way”. Кавер-версии вы записывали спонтанно, или был заказ?
Йохан Лиива: “Losing Faith” и “Damnations Way” были бонус-треками для японских изданий соответствующих альбомов. “Fields..” была перезаписана, как и несколько других бонусов. Не могу вспомнить для чего и для какого альбома – японского “Burning Bridges”? – (Именно так, прим. ред). Это было наше собственное решение, и я уверен, лейбл с радостью согласился, хе-хе…

14. Осталось ли что-нибудь неизданным?
Йохан Лиива: Если вы имеете в виду все три группы, то единственное, что приходит мне в голову, так это разговоры о записи и издании третьего альбома Furbowl с до сих пор неизданными песнями. Мы записали все песни в виде демо в репетиционном помещении и несколько лет обсуждали, как это всё собрать вместе на альбоме. Но сейчас я не знаю, что с этим всем будет. Может как-нибудь, когда-нибудь…
15.Теперь переходим к вашей нынешней музыкальной деятельности. Собственно, после Arch Enemy она практически не прерывается, что только радует. Расскажите о создании Nonexist и записи “Deus Deceptor”.
Йохан Лиива: Вскоре после того, как я покинул Arch Enemy, я встретил старого друга (Wez), который владел рекорд-компанией Wrong Again Records (той, что издала альбом Arch Enemy “Black Earth”). Он был знаком с одним молодым и талантливым гитаристом (Johan Reinholdz) и хотел издать что-нибудь для своего нового лейбла wanted to release NewHawen Records (ранее WAR Music). Сказано – сделано. Мы начали репетиции и подготовку к записи альбома с барабанщиком Matte Modin (Defleshed/Dark Funeral). В ноябре 2001 года мы отправились в Abyss Studio, и через несколько месяцев первый альбом появился на свет!

16. Вскоре возник другой проект Hearse. Почему нельзя было себя целиком посвятить Nonexist, тем более что на руках был крепкий альбом? Многим на радость, в нём было больше влияния Carcass, чем в музыке Arch Enemy.
Йохан Лиива: Ок, сразу после ухода из Arch Enemy я связался с множеством старых приятелей, и один из них предложил собрать банду, что, собственно, и стало рождением Hearse – почти в то же самое время, что и Nonexist. Так что, уйдя из одной группы, какой бы то ни было, я неожиданно оказался сразу в двух группах, хе-хе…
17. Какой альбом Hearse предпочитаете сами?
Йохан Лиива: Определённо, это “Armageddon, mon amour”. Эта студийная запись с Hearse была самая приятная. Мы много экспериментировали, и я думаю, что она звучит так, как и должна звучать. Но обложка пластинки просто кошмарно отвратительно ужасная!!! Ха-ха!

18. Интересно узнать, с чем связан выбор песни “Cambodia” в качестве кавера на диске “Armageddon, Mon Amour”, и какова вообще цель выпуска одноимённого EP в 2005?
Йохан Лиива: Мы все в Hearse являемся старыми поклонниками Kim Wilde, так что это просто была идея, которую нужно было реализовать. Основной причины издания этого EP я не знаю. Так решил в своё время лейбл, который хотел, как мне кажется, немного раздразнить аппетит у людей (smile).
19. Насколько полно творчески и музыкально Вы реализовали себя в рамках этих групп? Никогда не было желания заняться коммерческим проектом?
Йохан Лиива: с тех пор, как я ушёл из Arch Enemy, у меня была возможность экспериментировать и постоянно открывать для себя новые грани экстремальной музыки. Я пробовал новые варианты гроула, а также некие “вокальные фишки”, то, чем мы мало занимались в Arch Enemy. А теперь, спустя уже более 10, я чувствую, что это было лучшее, что в той ситуации вообще могло случиться. Это суть того, почему я в юности в первую очередь начал заниматься музыкой. Я никогда не хотел, чтобы это становилось моей работой – просто хобби, для моего собственного удовольствия и времяпровождения.

20. Буквально в эти дни готовится новый альбом NonExist “From My Cold Dead Hands”. Есть объяснение тому, почему на второй альбом NonExist потребовалось десять лет? Какова цель реанимации?
Йохан Лиива: Да, он сейчас реализуется, пока только в цифровом виде через Pivotal Rockordings. Хмм, почему 10 лет? Ну, у меня нет конкретного ответа на этот вопрос. И я и гитарист Reinholdz были заняты другими вещами, но мы так или иначе с момента выхода первого альбома обсуждали создание второго альбома. И, наконец, это случилось. Думаю, что в этом году для этого нашлось подходящее время. По крайней мере, я так чувствую. Важно ощущать себя при этом в гармонии с собой, а не записывать что-то – лишь бы только записать. Это доставило много радости, и когда-нибудь в следующем году мы выпустим альбом на CD и виниле. Плюс ко всему, 28 декабря в Гётеборге мы даём наш первый концерт. Да, чёрт возьми!
21. Вы пытались со своими проектами выйти на более крупные рекорд-компании? Вас устраивает уровень промоции Hearse?
Йохан Лиива: Ну, не совсем, конечно. У нас никогда не было опции стать “big boys”. Думаю, что компании, с которыми мы до сих пор сотрудничали, делали очень хорошую работу с учётом таких обстоятельств, как, например, то, что мы не имели возможности много гастролировать и так далее.

22. Каково Ваше отношение к нынешней ситуации в музыкальном бизнесе? С одной стороны мир затоплен синтетическими, малохудожественными продуктами нескольких корпораций, навязывающих своих исполнителей и постоянно создающих приносящие доходы тренды. С другой стороны, остальная сцена значительно помельчала, снова стала сугубо региональной и даёт всё меньше шансов музыкантам зарабатывать своим трудом.
Йохан Лиива: Сегодняшняя ситуация сильно отличается о той, которая была, скажем, пару лет назад. Цифровой бум с возможностями Spotify/Itunes и торрентов изменили всё. Сейчас даже если ты играешь в достаточно известном коллективt, но всё равно должен как чёрт гастролировать и продавать мёрч, чтобы заработать этим на проживание. А если команда не такой раскрученный (как мы), то мы вынужденно привязаны к нашим обычным дневным работам (особенно те, у кого по счастью в эти дни есть работа). Это не так просто, как было раньше, это точно!
23. Нет ощущения, что все нынешние процессы в музыкальной индустрии и стремление к всеобщей дигитализации искусственно созданы для того, чтобы постепенно сконцентрировать влияние в нескольких руках?
Йохан Лиива: Хмм, ну, я не совсем уверен, что смогу ответить на этот вопрос. Но что касается изменений технологий, то они развиваются так чертовски быстро, что то, что я могу подразумевать сегодня, будет завтра иметь уже совсем другой смысл. Но в одном я уверен: сегодняшняя музыкальная индустрия и сцена совсем не те, что были раньше. Закрывается всё больше и больше рекорд-компаний. Мы просто должны подождать и увидеть, что случится “завтра”.
24.Каким способом, на Ваш взгляд, можно победить музыкальное пиратство? И можно ли вообще?
Йохан Лиива: Я сильно сомневаюсь в том, что можно полностью запретить пиратство и нелегальное скачивание. На самом деле, это очень тонкая линия между тем, что легально, а что нет. Например, я лично не качаю музыку бесплатно, это против моих убеждений, и я за то, чтобы поддерживать артистов любым мне доступным способом. Но если люди обмениваются музыкой, например, в MSN, Skype или любых других чатах, позволяющих пересылать друг другу файлы… это нормально?!? Хмм… люди, которые хотят получать контент бесплатно, всегда найдут способ это сделать. В сегодняшнем музыкальном мире совершенно новая повестка дня… и, кажется, правила меняются изо дня в день.

25. Вы нередко участвуете в записи других проектов. Насколько Вы открыты для бокового сотрудничества?
Йохан Лиива: Я всегда открыт для того, что нахожу достаточно интересным – или если мне нужно скоротать время. Прямо сейчас я предпочитаю концентрироваться только на Nonexist и на нашем первом выступлении. Я периодически записываю гостевые вокалы тут и там, это всегда весело – и хорошо помогает оставаться в хорошей вокальной форме!
26. Не могли бы Вы порекомендовать немного хорошей музыки читателям Специального Радио?
Йохан Лиива: В настоящий момент я слушаю несколько ништяков. EMIGRATE – один из моих любимых проектов, появившихся некоторое время назад (боковой проект гитариста из RAMMSTEIN), и, конечно, новый альбом FAITHFUL DARKNESS “Black Mirrors Reflection” (барабанщик и гитарист также играют в Nonexist). И всегда в моих колонках и наушниках: FIELDS OF THE NEPHILIM “Elizium” и/или DISCHARGE “Hear nothing, see nothing, say nothing”… дааа!!
27. Спасибо за Ваше время и интересные ответы!
Йохан Лиива: Большое спасибо за поддержку!! Всего наилучшего вам и всем слушателям Специального Радио! Ценю ваше внимание!

Сайт – http://www.johanliiva.se/

1 комментарий

  • Аватар
    Alex (#)
    14 ноября, 2014

    Однозначно лучший из всех голосов Arch Enemy.


Warning: Undefined variable $user_ID in /home/p508851/www/specialradio.ru/wp-content/themes/sr/comments.php on line 40

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.