rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

“МУЗЫКА НЕ МОЖЕТ СПАСТИ МИР,… НО СПОСОБНА ПОМОЧЬ НЕ ПРЕВРАТИТЬ ЭТОТ МИР В АД” – интервью дирижера Павла Любомудрова

Павел Любомудров

Струнный оркестр «Метаморфоза» – замечательный коллектив, который регулярно радует своими выступлениями любителей первоклассного музыкального искусства. Недавно коллектив гостил в Москве со своим концертом, которым представил программу, посвящённую великим романтикам 19 столетия: Францу Шуберту и Петру Ильичу Чайковскому, а совсем скоро – 22 июня оркестр “Метаморфоза” вновь выступит  на московской сцене. Специальное радио попросило дирижера и основателя оркестра Павла Любомудрова рассказать о его творчестве, о руководимом им оркестре и о предстоящем выступлении.


— Здравствуйте, Павел. Дирижер – действительно удивительная и редкая профессия. Вы росли в творческой семье, это определило выбор дирижерской карьеры? 

Здравствуйте. Семья у меня действительно музыкальная в нескольких поколениях. Прабабушка работала в Мариинском театре – была пианисткой, мама тоже играет именно на этом инструменте. Выбор моего пути – музыкальный аккорд, зазвучавший когда-то давно и в какой-то мере предопределивший будущую карьеру. А профессия дирижера по-настоящему удивительная, сложная и многогранная, ведь вся ответственность за итоговый результат лежит на нём. Именно дирижёр через какие-то внешние проявления: жесты, мимику дает импульс звучанию оркестра. Мне кажется что все обстоятельства моей жизни складывались именно в пользу этого пути.

— Где вы обучались искусству дирижирования? 

В 2006 году закончил музыкальное училище им. Глинки в Минске. Именно там была первая возможность дирижировать в рамках практики со студенческим оркестром училища. Уже в 17 лет я впервые попробовал себя в качестве дирижёра.

В 2013 году закончил обучение Санкт-Петербургскую консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Конечно, не обошлось и без многочисленных мастер-классов, посещений репетиций и концертов знаменитых дирижёров: Р. Мути, Ю. Темирканова, В. Гергиева, В. Федосеева, Ю. Симонова и других замечательных мастеров, профессионалов высшего уровня.

— Расскажите о своем профессиональном пути с момента выбора карьеры и по сегодняшний день? 

Некоторое время после окончания консерватории я проработал в Витебском оркестре. Однако я тогда понял, что такой формат для меня не подходит, он менее самостоятельный и творческий для меня, хотя это было время накопления колоссального опыта и я вспоминаю его с теплотой. В тот период и пришла идея создания своего коллектива – так в 2015 году появился мой струнный оркестр “Метаморфоза”, который существует уже почти 10 лет. За это время мы сыграли более 50 программ, выступали и продолжаем выступать с выдающимися музыкантами солистами, записали много интересной музыки.

Струнный оркестр “Метаморфоза”

—  Как и когда прошло ваше первое выступление в качестве дирижера? Расскажите об этом подробнее.

Самое первое выступление было в студенческие годы и прошло довольно хорошо – оркестр играл вдохновенно и с отдачей. Но если говорить о первом серьезном выступлении, то это дебютный концерт струнного оркестра “Метаморфоза” — 18 мая 2015 года. Тогда впервые почувствовал сколько труда нужно вложить в концерт. Это очень сложно, но в то же время вдохновляет – после выступления испытываешь легкость и прилив сил.

— С какими профессиональными преградами и трудностями можно столкнуться в такой творческой стезе как музыка?

Сложности, как и везде могут быть разными.

Самое сложное — сохранять баланс между требовательным с точки зрения профессионализма и уважительным отношением к людям, поскольку музыканты – люди тонко чувствующие и в некоторых случаях даже ранимые. Кроме того, перед тем как выступать на сцене у дирижера много весьма трудной внутренней работы над произведением: я погружаюсь и вживаюсь в музыку, cтараюсь услышать каждую ноту внутренним слухом, готовлюсь к каждой репетиции, – зачастую необходимо представлять, какие сложности могут возникнуть в тех или иных местах музыкального материала, как их решить и сделать что бы это прозвучало самым лучшим образом. Слух у дирижёра, как рентген должен “просвечивать” каждую музыкальную партию оркестра.

— Ваше ближайшее выступления состоится 22 июня в Малом зале консерватории им. Чайковского. Расскажите подробнее о подготовке, какой будет программа выступления?

Микаэл Самсонов

В программе этого концерта: шедевры С. Рахманинова, Д. Шостаковича и Э. Элгара. Для участия в концерте приглашён замечательный солист, виртуозный виолончелист Микаэл Самсонов. Он сыграет виолончельный концерт Э. Элгара и “Вокализ” С. Рахманинова.

Выступление приурочено к значимой дате – 22 июня 1941 года – дню начала Великой Отечественной Войны. Так же мы сыграем камерную симфонию, соч. 110, Д. Шостаковича. Мы считаем очень важным почтить именно такой музыкальной программой память о бойцах и всех тех, кто положил свою жизнь за Родину. Подготовка к концерту уже началась – учим партии, настраиваемся на программу. Я не сторонник одной-двух репетиций за несколько дней до концерта, для меня очень важно максимально прочувствовать, эмоционально прожить и ощутить музыку, а для этого необходимо время. Когда его нет и всё сделано быстро – публика сразу же это чувствует.

— Какой из ваших концертов на данный момент является для вас запоминающимся? Почему?

Конечно, самые запоминающиеся концерты — самые удачные. Один из таких – в Большом зале Московской консерватории им. Чайковского с программой “Астор Пьяццолла Viva” 12 сентября 2023 года. Это выступление было особым – давно мечтал дать концерт именно в стенах этого величественного, легендарного и удивительного по акустике зала. У этого места есть своя энергетика, ощущается, что он видел как головокружительные взлеты, так и сокрушительные падения и неудачи. Конечно, играть там было непросто, но наше выступление было по-особенному эмоционально-выразительным и в то же время очень точным и профессиональным. Большое им спасибо за это.

— Что вы считаете успехом для дирижерской карьеры? К чему стремитесь сейчас?

Для меня успех — это не количество концертов, а максимально качественное исполнение музыкальных произведений. Нельзя отрицать и значимость зрительского признания, но для меня данный аспект не является основополагающим мерилом успеха.

— Какая самая главная ценность музыки для Вас?

Для меня ценность музыки в возможности высказаться через звук, донести до сердца слушателя то, что не может быть передано через слово, что находится за его границами. Я думаю, что музыка — это в первую очередь средство общения с человеком. Она как фильтр – очищает внутренний мир человека и может его возвысить, сделать лучше. Но жаль, что музыка не может спасти мир и превратить его в рай, но я считаю, что хорошая музыка способна помочь не превратить этот мир в ад. Музыкальные произведения, минуя слова, способны дотянуться до самых тонких струн души человека – в этом и есть самая большая ценность музыки.

— Спасибо большое за интервью, и всего доброго Вам и Вашему замечательному коллективу!

Для Specialradio.ru 

май 2024


Ссылки по теме:

Билеты на выступление оркестра “Метаморфоза” 22 июня 2024 года.

Youtube канал оркестра “Метаморфоза”