Конкурс “Specialradio-17” – 1 место июля 2017 года
Татьяна Строганова
Камерный хор имени Валерия Михальченко Челябинской государственной филармонии готовит новые музыкальные сюрпризы. Главный дирижер Ольга Селезнева в неформальном разговоре рассказала о жизни легендарного коллектива с сорокалетней историей и о некоторых закулисных нюансах.
13 сентября 2013 года ушел из жизни основатель хора Валерий Васильевич Михальченко, и уже через полгода коллективу было присвоено его имя. Срок фантастический! Обычно годами длится эта бумажная процедура. Но, наверное, по-другому и быть не могло. Слишком велико было желание преемницы, коллектива и руководства филармонии увековечить имя основателя, благодаря которому хор существует уже столько лет и продолжает добиваться больших успехов.
— В 1999 году после окончания вуза меня оставили преподавать на кафедре дирижерско-хорового факультета Челябинской государственной академии культуры и искусств, — вспоминает Ольга Селезнева. — Валерий Васильевич в те годы был руководителем хорового класса. Там и присмотрел меня, пригласил в свой коллектив хормейстером. 13 лет длились наше сотрудничество и дружба. Артисты хора всегда очень хорошо ко мне относились. И относятся, я надеюсь (смеется). На тот момент у нас было два хормейстера. Конкуренция присутствовала. Это особенно почувствовалось, когда заболел Валерий Васильевич и хор остался без лидера. Сразу стало понятно: два человека не могут руководить одним коллективом. Наблюдалось напряжение. И тогда Валерий Михальченко написал письмо коллективу, в котором на время своей болезни исполнять обязанности руководителя поручил мне. Руководство филармонии было не против, издали приказ о назначении главного хормейстера.
За полтора года коллектив приумножил свои достижения. Не так давно в Челябинске проходили хоровые ассамблеи, в которых камерный хор принимал активное участие. На концерте исполняли сочинение Георгия Свиридова — «Поэму памяти Сергея Есенина». Стихи читал народный артист России Александр Филиппенко. Это был грандиозный проект и для Челябинска, и для филармонии, и для хора. А предшествовало этому не менее важное для коллектива событие — гастроли в Германии.
В Берлине на разных площадках было дано три концерта, в том числе и в «Концертхаус» — одном из лучших залов Европы. Этой поездки очень долго ждали, безгастрольный период по разным причинам затянулся на долгие годы. Было подготовлено три программы. Это очень большая ответственность, огромная работа! В итоге одни и те же слушатели смогли посетить все три концерта. Публика в Германии избалованная, выбор исполнителей большой. Но залы хор Михальченко собрал полные, и встречали челябинцев очень тепло.
В хоре более 40 человек. Руководить коллективом всегда сложно, особенно коллективом творческим. Все разные, все талантливые, все требуют к себе особого отношения. Нелегко порой приходится Ольге Петровне, но это был осознанный выбор. Раз взялась, нужно выполнять свою работу на высоком профессиональном уровне.
— В хоре поровну мужчин и женщин. С кем сложнее работать?
— Трудно сказать… Женщины быстрее воспринимают информацию и реагируют. С мужчинами немного сложнее. Нужен особый подход. Их надо любить, но при этом держать в строгости.
— А женщин — любить и баловать?
— Скажем так, с женщинами лучше на равных общаться.
— В таком большом коллективе не обходится, наверное, без увлечений, романов…
— Конечно, не без этого. У нас и семейные пары складывались. Показателен пример самого Валерия Васильевича. Его жена и сегодня поет у нас в коллективе. Когда Оксана пришла в хор, возникло взаимное чувство, они поженились, родилась дочь Александра. До недавних пор у нас пела семейная пара: Татьяна Захарова и Ярослав Норко. Тоже дочка у них родилась. Так что творческому процессу это абсолютно не мешает.
— А антипатии мешают?
— Безусловно. Все люди разные, кто-то кому-то нравится, кто-то кому-то — нет. Но это нормально. Просто стараюсь всегда сглаживать острые углы.
— А еще кто-то против кого-то дружит… Каково руководителю в этой ситуации?
— В любой ситуации главное — не терять достоинства и не идти на поводу у эмоций. Нужно постараться сделать все для того, чтобы победил здравый смысл. Не существует коллектива без подводных камней. Признаться, было всякое, в частности, когда Валерий Васильевич болел. Но мы смогли все преодолеть и продолжаем успешно работать. Что бы ни происходило, надо всегда помнить: мы занимаемся одним делом, которое нам нравится. Я думаю, артисты хора чувствуют мое позитивное отношение. Всегда стараюсь найти что-то положительное в людях. Бывает, человеческие качества оставляют желать лучшего, зато это настоящий профессионал. Сделает все на таком высоком уровне, что будет уже все равно, что есть личностные недостатки. А бывает наоборот…
— Когда «наоборот», мне кажется, расставаться надо. Хороший человек — не профессия.
— Согласна с вами, но пока как руководитель я не могу настроить себя на то, чтобы вот так взять и заявить человеку: «Спасибо! До свидания!» Как-то у меня не очень получается, а это, наверное, неправильно. Руководитель таким не должен быть. Не так давно я сказала артистам хора, что потихонечку начинаю учиться говорить слово «нет». Признаться, нелегко мне это дается. Мягковата я для этой должности, но уверена, что постепенно, с опытом все придет.
В следующем году хор планирует представить несколько неожиданных премьер. Как-то Ольга искала в Интернете интересные ноты и наткнулась на сочинение А. Брукнера «Месса № 2», написанное для хора и духового оркестра. Любопытное совмещение, большая редкость. А у нас такой оркестр в филармонии есть. Подумала: «Почему бы не попробовать объединиться?» Руководитель оркестра Игорь Ежов тоже увидел в этом определенную изюминку и дал согласие.
А еще Ольге Селезневой довелось в Петербурге услышать в исполнении академической капеллы под руководством В. Чернушенко «Достойно есть» из цыганской литургии сербского композитора Зорана Мулича. Музыка произвела колоссальное впечатление, и захотелось ее исполнить с коллективом.
— Оказалось, у солистки филармонии Натальи Воронкиной есть знакомые в Сербии, — рассказывает дирижер. — Благодаря им удалось связаться с композитором. Он выслал ноты цыганской литургии. Я надеюсь, мы ее осилим и в следующем концертном сезоне исполним. Будет чем удивить поклонников хора и привлечь новых слушателей. Вообще репертуар очень сложно подбирать…
— Но разве не достаточно одного реквиема Моцарта, который невозможно слушать без слез, чтобы быть востребованными?..
— Вы абсолютно правы! Это сочинение на все времена. Каждый год вместе с камерным оркестром «Классика» мы исполняем «Реквием» и всегда — аншлаг.
— А как вам и артистам хора при исполнении этого сочинения удается сдерживать эмоции?
— Все бывает. Плакать нам нельзя, конечно, но мурашки по коже бегают. Хотя… на концерте памяти в годовщину кончины Валерия Васильевича я видела на глазах артистов слезы. Мы исполняли его сочинения, а также те, которые он очень любил. Музыку сопровождали видео и фото из семейного архива. Эмоционально, конечно, было очень тяжело…
Напоследок я решилась задать Ольге «смешной» вопрос, который доводилось слышать от многих людей, далеких от хорового искусства. «Зачем нужен дирижер? Ну перестанет он руками махать — все равно же споют и сыграют?». Надо заметить, что он ничуть не удивил мою собеседницу…
— Есть такие сочинения, при исполнении которых хор может обойтись и без руководителя. Но к этому же нужно прийти. Нужно много трудиться. Столько деталей, нюансов… Большая кропотливая работа предшествует выходу на сцену. Так что спешу успокоить: дирижер не зря ест свой хлеб. К слову, ни так давно на концерте впервые оказались родственники моего мужа и были поражены: «Это ж как тяжело дирижировать! Попробуй-ка махни рукой так, чтобы полилась гармония…»
Татьяна Строганова.
Фото автора и Надежды Пелымской