Фильм, о котором я собираюсь писать, – это классический вариант картины, позже переснятой Брайаном де Пальма (конечно же, видоизмененной и приправленной психологическими нюансами). Наша же версия «Лица со шрамом» создана в 1932 году режиссером Говардом Хоуксом при участии такого культового актера, как Пол Муни.
Несмотря на гангстерскую подоплеку сюжета, «Лицо со шрамом», как и большинство старых американских фильмов (z.B. «Все о Еве»), окутан передаваемой атмосферой тепла и некоторой наивной доброты. Герои убивают друг друга со зверскими лицами (на экране было убито 28 человек), а потом – с обидой малых детей бубнят что-то в духе «это они начали». По всему видно, что картина – и комедия также, вполне возможно, что и не просто «также» – а первостепенно комедия. Ну, к примеру, еще один момент: после страшной перестрелки в ресторане секретарь Тони Камонте (Муни) совестливо сообщает второму, что по телефону «ничего не было слышно», из-за чего, к слову, телефон не раз и не два подвергался опасности уничтожения.
И все же разобраться в некоторых героях до конца не представляется таким уж легким делом. Допустим, мать Камонте постоянно за глаза упрекает того в жестокости и злом сердце. Но тот же Камонте, взбалмошный представитель мужского рода, не разрешает и всячески мешает сестре, Чешке, праздно проводить время с другими такими представителями. Что это?.. Ревность? Забота? Страх? Сказать трудно, но что верно, так это то, что в конце повествования Камонте чуть не плачет от последствий своих необдуманных поступков и умоляет Чешку не умирать из-за боязни остаться в одиночестве.
Мне понравилась манера Хоукса не перегибать с жестокостью, а даже выставлять ее в каком-то приятном для глаз свете, что, прежде всего, заставляет задуматься над причинами такого хода и прийти к выводу, что вещи ненормальные с позиции «нормально» на контрасте все-таки представляются отторгаемыми и понятыми. Некоторым кажется вполне обычным делом то, о чем другие даже бояться подумать. Быть может, из-за этого гангстеры со столь легким сердцем «расчищают улицы». Как мне кажется, Хоукс прекрасно показал карикатуру на Америку времен депрессии и конца действия сухого закон: и смех, и слезы. Что, естественно, для самого режиссера вовсе не кажется таким уж нормальным – бандиты сами себя «вымерли» (я имею в виду, конкретные представители), пустив в свою жизнь такое обилие насилия и зла, потому что, как видно по сюжету, жизнь героев закончилась далеко не так радостно, как началась.
После выхода фильма в свет (кстати, первого фильма такого рода) картины о гангстерах негласно запретили, чтобы, как было сказано, «не романтизировать образ гангстера», что по всему довольно странно: ведь в картине нет и намека на подобную романтику. «Лицо со шрамом» – это, к тому же, любимый фильм Серджио Леоне, вдохновение которым заставило мастера снять уже свой лучший фильм – «Однажды в Америке». Сравнивать их было бы делом неблагодарным, скажу лишь, что картина «Лицо со шрамом» проложила дорогу новому жанру и прославила создателей. Это классика, и знакомство с ней, на мой счет, обязательно.