Недавно предложив знакомому одну русскую ленту, в ответ я услышала: «Да что ты, это же наше!» Отчего сложился стереотип «русское – кладем в сторону», догадаться можно без особого труда. И все же стереотип – он и есть стереотип… И Киру Муратову с Дуней Смирновой мы все равно любим и помним. А «Мертвых дочерей» – идем и смотрим.
И не потому даже что Павел Руминов сам снял, озвучил и спродюссировал фильм, написав к нему сценарий и потратив год своей жизни; не потому что мы до этого не видели русских ужастиков; и уж, наверное, не потому что в фильме играет Артем Семакин из сериала «Не родись красивой». Причиной для просмотра «Мертвых дочерей» может являться хотя бы то, что все мы видели «Звонок» и «Проклятие», истории которых с сюжетом «Дочерей» так параллельны. В моем случае, решающую роль сыграло именно любопытство, в должной мере удовлетворенное, и ожидания, полностью оправданные.
Я хочу сказать, что хороший фильм хорошего режиссера можно разгромить в пух и прах, а весьма посредственный – похвалить, – все это происходит оттого, что от хорошего режиссера ждешь большего, но от русского массового кино этого не ожидали и вправду.
Оно пристойно.
Конечно, актеры не блещут лицедейским талантом, но и особого раздражения не вызывают. Конечно, начало фильма надумано и лишне, а конец напрасен и соплив, зато середина, ура-ура, от этих определений отходит. Конечно, название дурно до невозможности, а дочурки – лишь обиженные маленькие детишки, на самом деле, жаждущие материнской любви и мира во всем мире…
Сюжет фильма не просто клише, а изорванная и сгнившая повествовательная нитка. Но, стоит заметить, что Руминов не просто переписал знаменитый j-horror до кадра: «Мертвые дочери» – явно с налетом моральности. Ведь жертва умрет не просто по истечении трех дней, а лишь в том случае, если совершит плохой поступок. И, несмотря на наивность этого хода, все же задумаешься: какие такие поступки плохие, – а дома, следуя примеру одного из героев, быть может, и скачаешь десять заповедей.
Что же до попыток Руминова сделать съемку принятой нынче трясущейся камерой, лично меня всегда отсылающей к «Ведьме из Блэр», то мне это показалось не лишним и не режущим глаз, а скорее даже удачным и при хорошем цвете.
В конечном итоге, хотелось бы выразить благодарность Павлу Руминову и всему творческому коллективу за то, что теперь на русское массовое кино можно ходить, не скрывая паспортных данных. Тем более если учесть также и то, что мне понравились сцены убийства, – и корова в том числе. Смерть от дротиков и выворачивание кишок невидимыми ножами – это в какой-то мере даже эстетика, красивая жестокость. Не вызывающая, безусловно, страха или же нечто к нему близкого.
Кода. Хотелось бы чаще видеть наше кино лучшего качества… для того хотя бы, чтобы при просмотре «Дочерей» не возникало чувства благодарности за невероятную возможность нахождения здесь и сейчас.
Ведь Рязановы были всегда. Просто, об этом знают не все.
https://youtu.be/GDyo9kbYPvQ