Новый фильм талантливого киевского режиссера Оксаны Байрак «Аврора, или что снилось спящей красавице», представленный от Украины на получение Оскара в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», Оскара так и не получил, но получил призвание, и задолго до оного. Пиар-компания фильма началась еще до окончания съемок: актеры и режиссер выступали с пресс-конференцией, на Украине вышла книга с аналогичным названием, а средства массовой информации изо всех сил раскручивали картину.
Как известно, «Аврора» посвящена трагедии на Чернобыльской АЭС, но не стоит заблуждаться: Чернобылем там и не пахнет. История эта – лишь о больном ребенке. И, при желании, создатели могли бы с чистой совестью заменить лучевую болезнь раком или тяжелой степенью ОРВИ, кому как больше нравится, но факт остается фактом: о Чернобыле еще не снимали. И выглядеть это должно свежо. Что же, будем считать, что Оксана Байрак отдала дань уважения событиям 1986 года, а историю нам рассказала другую.
Глупо получилось и с Эриком Робертсом. Вроде как, и роль второго плана и развернуться негде. Напрашивается: а зачем вообще звали? Так оказывается, мечта режиссера. Наверное, как и с Чернобылем. Кхм… Осторожнее, как говорится, со своими желаниями. Потому что выглядит это вопиюще меркантильно: нашему зрителю подай зарубежность – идти будет лучше.
Хотелось бы еще отметить один совершенно ужасающий момент, прежде чем перейти к явным плюсам «Авроры», а именно: английский Харатьяна просто невозможно слушать. На месте Оксаны, про которую высказались: «В безрыбье Украины, и Байрак рыба», я бы озвучила актера кем-либо иным, тем, кто говорит по-английски, а не читает транскрипцию. Но… «Хозяин – барин».
В полный восторг приводит музыкальное оформление фильма. Правда, иногда оно слишком затягивается и уже не кажется таким уместным.
Актерская игра на очень хорошем уровне. Надежды на юную Анастасию Зюркалову, в коей меня не устраивает только голос, можно возложить со спокойным сердцем. Я уже несколько лет, со времен «Женской интуиции» (дебюта Зюркаловой) пытаюсь сформулировать свое мнение по этому поводу. Ее голос… настораживает. Кажется, будто иностранец очень хорошо выучил русский и только потом заговорил. Будто каждое слово дается с трудом. И с таким упором говорится, будто: «а правильно ли я его произнес?» Именно поэтому мне трудно слушать актрису, даже несмотря на ее выдающиеся актерские способности. Но, видимо, критики ничего подобного в Анастасии не заметили, и карьера ее в полном порядке. И будем надеяться.
Хороша операторская работа. Местами она меня отсылала к «Эйфории», только цвет был другим: если самые запоминающиеся кадры картины Вырыпаева окрашены в солнечно-соломенный цвет с проблеском голубого неба, то «Аврора» – это бетон и тучи. Удачны крупные планы, но и с ними создатели переигрывают.
И вообще заметно, что сопливых моментов пытались сделать как можно больше. Слезы у зрителя выбивают весь фильм. Но… до самого нутра не цепляет, плечо товарища не требуется. Например, есть душераздирающий момент, когда Аврору налысо стригут. Оно, конечно, печально. Но, помнится мне, в старой-доброй «Джейн Эйр» подобная же сцена снята с гораздо большей трагичностью и без воплей режиссера в таком открытом контексте: «Смотрите! Нужно плакать!»
А все же в целом фильм удачный. Немного дерганный, не до конца продуманный, рваный, но довольно приятный. Идет он почти что два часа, что тяжеловато, но что тоже терпится.
Давайте закончим ссылкой на Руминова, который всегда говорил, что не стоит забывать об обстановке, в которой кино делается, и что вообще наше кино (пускай мы сейчас и об украинском кино говорим) не в расцвете, а раз такие, как он есть, значит, есть и надежда.
Так и решим.