Когда я впервые услышала про «Реквием по мечте», то заодно получила и настоятельную просьбу этот фильм не приобретать. Аргументация была следующей: его я, ни при каких обстоятельствах, даже с пистолетом у виска, не пересмотрю. Я тотчас же поехала и купила диск, не скупясь на режиссерскую версию, и жалеть об этом мне не пришлось.
На мой счет, лучшего фильма о наркотиках человечество не видело. Здесь нет лоска и крика о том, что эйфория – это исключительно замечательно. В то же время, нет и морализаторства, которое всегда наводит на мысли противоположные. Здесь просто и со вкусом показана изнанка жизни. Все эти гниющие руки, ввалившиеся щеки, больные глаза… Для большего реализма Джаред Лето, главный герой, сбросил тринадцать килограмм и напополам с Марлоном Уэйнсом, по просьбе самого режиссера, на тридцать дней отказался от сахара и секса, чтобы лучше понять сущность зависимости и человеческого поведения во время оной. Кровь стынет в жилах в самом прямом смысле.
Это страшный фильм. Юношеству свойственен дух противоречия, но после просмотра «Реквиема», лично мне стало за себя страшно. Это дерьмо случается на каждом шагу и может случиться с каждым. Из человека высасывается буквально все. Герои Лето и Коннелли любили друг друга. Но под конец фильма – озверели, сорвались, сошли с ума, обдирая колени и локти. Все, все пошло под откос: молодость, будущее, надежды, любовь, семья, самоощущение… все. Потому что наркотики – это реквием по мечте.
Особенно эти слова актуальны для заключительных сцен, которые здорово приправлены душещипательным струнным квартетом. Смотреть это и в самом деле было тяжело, учитывая еще и то, что ничего особенно ужасного на экране не происходило, за исключением, быть может, вечеринки у Большого Тима и злосчастной руки Джареда Лето.
«Реквием по мечте» у меня в сознании неразрывно связан с книгой Уильяма Берроуза «Джанки». И это притом, что с «Джанки» я познакомилась через год после просмотра фильма. Дело в том, что «Реквием» оставляет слишком сильные след… или героиновую дорожку – как хотите – чтобы его можно было просто забыть. В памяти остается все. Да еще и так ясно и точно, будто смотрел его только сегодня. Думаю, к слову, что сравнение «Джанки» с «Реквиемом» делает второму честь, в том плане, что «Джанки» – это роман-воспоминание, а «Реквием», в любом случае, – сценарий, выдумка. Но смотрятся они совершенно друг другу под стать.
Что еще стоило бы заметить, так это то, что «Реквием по мечте» – это второй фильм режиссера. Всего лишь второй. Первый – «Число Пи», тоже гениальный. После «Реквиема» Даррена Аронофски стали называть надеждой американского кино.
И, как сам режиссер, так и сценарист (Хуберт Селби) приняли участие в съемках. Их можно видеть на вечеринке у Большого Тима (Аронофски) и в тюрьме в качестве тюремного надзирателя (Селби). Вообще, съемки очень красивые. Цвета яркие, порой кажется, что даже слишком. Как будто галлюциногенный бред.
Актеры играют на высшем уровне. Музыка совершенно очаровательная. Общее впечатление от фильма – пятиминутное молчание и даже дрожь, после того как титры закончились. Фильм умный, острый, больной, красивый, наталкивающий на определенные мысли и совсем не сопливый. Я была очень впечатлена. И рекомендую «Реквием» весьма настоятельно.