Так сложилось, что люди, сфера деятельности которых так или иначе совокуплена с компьютерными технологиями, представлены в современном кинематографе в основном в негативном свете – это хакеры, спецслужбы, преступный мир и прочие негодяи мира сего, фоном для которых служат боевики, триллеры, детективы, криминальные драмы, на худой конец утопическая фантастика. Кровавость такой подсветки призвана отпугнуть от компьютерлэнда сомневающихся, а также подбросить уголька в кадило тревог перед новыми технологиями. В этом огромном, словно всемирный дата-центр, с уходящими в небо стройными рядами серверов, кинохраме имени Жесткого Диска, напротив висящего одесную упомянутого мрачного темно-красного флера, по ошную руку колышется другая хитро сотканная занавеска с голубовато-розовато-пурпурными вкраплениями – да, вы угадали, это комедии про компьютерщиков и программистов.
Этих фильмов не густо, но из них выделяется пара лент особого рода. Это, конечно же, сериалы «Silicon Valley» («Кремниевая долина», 2014-2019) и «Mythic Quest» («Мистический квест», 2020-н.в.), и выделяются они в первую очередь своей монументальностью. В случае с «КД» монумент отличается вариативной всеохватностью и издалека его можно принять за триумфальный обелиск, испещрённый мандавошками жития во всех ипостасях компьютерных скорбей, и от таковой своей соборности смотрящихся озорно́. “Мистический” же “квест” можно уподобить кенотафу всему тому простобитному веселью, которым, смешавшись с матовыми отблесками свежей лакшри-автокожи, шашлычным дымом и шмяканьями по мокрому с волнами песку, с респираторным присвистом окуривало нас начало нулевых.
Об устройстве разных частей мировой индустрии развлечений в целом кое-что известно – Голливуд управляется англичанами и евреями, музыкальный Олимп – под пятой англичан и американских немцев, а вот про индустрию игр почти ничего не известно, хотя (как верно замечает персонаж сериала в первой же серии) размер этой части пирога развлечений больше, чем кино и музыка вместе. Кино и музыка давно стали уделом стариков, в то время как 90% молодежи уже два поколения получает социальную адаптацию и основы жизненного опыта из мира виртуального – из игр. Это вполне объяснимо, ведь, как и кино, игры «работают» со страхами людей, но через более осязаемые для человека интерфейсы. Стоит посмотреть на размеры денежных призов игровых состязаний, чтобы понять, что все деньги мира давно находятся в мире игровом. Другое дело, что об том говорить не то, чтобы не принято – об этом просто не говорится и все.
Сериал “Мистический квест” — это карта-схема, где в комедийной форме на пальцах показывается, как устроена современная игровая индустрия, откуда она взялась, и какие у нее основные родовые пятна. Замес из неудачников разных мастей – от успешных до не очень, выглядящих со стороны клоакой ничего не значащих интерференций, является на самом деле четкой пирамидой каст со своей сложнейшей системой взаимовзломов и манифестирования. Со стороны кажется, что никто никому не подчиняется, и вообще все эти люди – обычные бездельники, но стоит начаться «игре», как из бесформенного месива проступают черты монстров игровой (и не только) индустрии. Во главе всей этой осиной фабрики стоят совсем уже виртуальные владельцы фирмы, которых называют «конгломерат из Монреаля – Жак и Жан-Люк», которых никто никогда не видел, и в чем именно они конгломерируются уточнений нет.
Сериал подробно иллюстрирует разные ипостаси авторов игр – от фанатиков, для которых игра – это не часть мира, а сам мир, до абсолютных прагматиков, для которых главным игроком всех игр является их собственный карман. Также очень скрупулёзно выписаны работники подобных организаций – со всей неотмирасегошной спецификой подобных людей, вызванной в основном тем, что наш мир для них чужой, и они сюда приходят только за деньгами, ну и так по мелочам – поесть, поспать и прочее.
Существуют несколько типов комедий, и особняком в этом списке стоят те, которые созданы для того, чтобы самые жуткие человеческие злодеяния можно было изобразить в виде безобидного фарса из беспретензионной пантомимы, отчего злодеяния сии обретали бы обыденное восприятие в глазах масс. Это не значит, что это плохие комедии – напротив, среди них много вполне себе даже шедевров. Надо признать, что подобная стратегия очень удачна, и заказчиков большинства этих комедий почти никогда не считают в чем-то виноватыми, напротив, все считают их трогательными утонченными чудаками, а все обвинения в бедах человеческих прилетают другим. Но есть фильмы, где пальцем показано, кто в этой и во всех других комедиях уже давно смеется последним.
Если расставить героев сериала как фигуры на виртуальном поле боя, то становится понятно, что мы имеем дело не и историей любви, хотя она в сериале показана очень трогательно, а с историей боевых действий одного из виртуальных отрядов за реальное мировое господство. Чем же закончится этот совсем не мистический, а реальный, и не квест, а битва? Возможно, мы об этом узнаем в 4 сезоне, если, конечно, он выйдет, и с большой долей вероятности в итоге так или иначе победит …любовь. А всем, кто не согласен – лопатой по башке.
Александр Усольцев