Сериал Основание – это не просто кинематографический провал, а провал запредельный. Даже сложно подыскать похожий пример, как можно было ухитриться с такими мощнейшими входными данными сделать такое космическое … — вот примерно такое же, что кто-то положил на ступеньках перед ГЭС-2 в Москве. Но сей сериал смотреть надо обязательно, если вы хотите – нет, не посмотреть экранизацию Азимова – про Азимова забудьте, а если вы хотите узнать, как, и главное почему так, а не иначе, видят будущее американские «верзилы» – назовем так мягко тех, кто сегодня определяет жизни многих людей.
Азимов, точнее то, что от него осталось – в сериале нужен символически, по сути, он один из персонажей, только за сценой – мы его не видим. Он хоть и незримо, но присутствует по воле сериамейкеров для тех, кто хочет поразмышлять, насколько удалась экранизация Айзека нашего Азимова. То есть он является ложной целью. Ни насколько не удалась экранизация, потому что экранизация не была их целью. От Азимова требовалось только чтобы вся эта публика знатоков и любителей фантастики отвернулась от сериала, как от ничтожества и разлетелась подальше по своим космопортам.
Режиссёр с продюсером в сериале выполняют второстепенную роль – как будто их и нет. Актеры в сериале тоже нужны символически, от них ничего не требовалось – ни игры, ни особых загогулин. Да, особой игрой ни Ли Пейс ни Джаред Харис никогда не отличались – они всегда славились исключительной статичностью своей игры.
Весь сериал – это простой набор символов, вырезанный лобзиком из пустоты. Если бы сериалы делались из другого материала мы бы увидели все то же самое. Создатели намеренно подчеркивают, что сериал лепили на коленке между тусами: «Ой, папа смотри – я пукнула!» – «О, точно – пусть планета взорвется! – Эй, кто сценарист? – Ты!? давай, добавляй в сценарий! Молодец, дочка!»
Никого из создателей сюжет и не волновал, вообще ничего не волновало никого. Кроме одного. Власть. Надо смотреть только на сюжет власти – как развивается только это – всё остальное: негры, квиры и прочая обязательная атрибутика современного кино – шорох мокрой листвы поздней осени. Сюжет власти тоже незамысловат – существующая схема «клоунов у власти» проверяется на прочность. То, что в сериале называется «Основанием» — это не борьба с империей или злом, это одна из программ сохранения власти. Если у Азимова главная цель Основания – сохранить цивилизацию и ее достижения, то в сериале – главное – сохранение власти, цивилизация никого не волнует.
Только с этим ключом можно понять и адресата, и респондента этого кинопослания. Единственной реальной проблемой для власти, которую видят создатели – это случайности, но и они для них – ничто, поскольку у них есть мощная штука, предсказывающая будущее, которую придумал Селдон, по ходу оказывающимся искусственным интеллектом. Короче смысл фильма такой – вы хоть чего там придумывайте – мы будем сидеть у власти, как и сидели, еще тыщи лет, а всех вас мы на карандаше вывертим. Буквально. Вам не нравится император? – так мы его в космос. Другого поставим – у нас их фабрика целая – на всех хватит.
Любопытно как обыграна война религий – на примере религиозного конфликта церкви Селдона и церкви экстрасенсов – так сказать религия ИИ против религии ЕИ (естественного интеллекта). Заметьте, что религия ИИ побеждает.
В следующих сезонах мы увидим с вами главное – для чего создавался сей мессидж. Тут будут ответы на вопросы – либо о правах на престол – то есть почему именно они являются легитимными, помимо хитрости, либо будет вопрос о передаче власти на новый уровень. А вот это уже любопытно. И как бы ни корёжило при просмотре этого киношедевра, смотреть его все ж придется, чтобы узнать, насколько слабы сегодня «верзилы», что они вдруг ни с того ни с сего стали рассказывать о том, что они собираются делать в будущем.
Александр Усольцев