Любой акт творения превращает его автора из Бога в ремесленника. Утверждение, что бог создал человека или мир, настолько же безумно, как если сказать, что мир создан случайными событиями. Богу для самореализации не надо ничего, и последнее, о чем ему следует беспокоится, так это о собственной манифестации в виде создания миров или человеков. Это простая мысль давно уже перевела разговор о происхождении человека в плоскость уровня развития технологий самого человека, которая и превращает его в бога во все большей степени, в зависимости от уровня развития этих технологий. Божественность сегодня – это, по сути, шествие цивилизации по ступеням научно-технического прогресса.
Сериал «Задача трех тел» в его американской интерпретации – очень удачная адаптация вышедшего ранее китайского сериала с тем же названием. Американский сериал в разы лучше китайского, в первую очередь своей цельностью и манихейскими речитативами. Сдобренный хорошими графикой, музыкой и замысловатыми загогулинами сюжета, сериал выходит в лидеры сезона по своей реалистичности, несмотря на фантазийность темы.
Сюжет сериала прост: китайская радистка-троцкистка во время культурной революции вступила в межгалактическую связь с неземным «партнёром» (инопланетянином), который сначала сказал ей, чтобы она не говорила с ним, иначе их цивилизация завоюет нашу, на что радистка сказала на чистом китайском языке – «Так не доставайся же ты никому», и завела с респондентом долгий радиоразговор, по итогам коего армада «ихних» кораблей двинулась в нашу сторону, и через 400 лет она должна прибыть на Землю с целью неминуемого ее захвата.
По сути весь фильм сведен к диалогу инопланетян с землянами с промежутками на месилово землян друг друга по поводу грядущего вторжения «Бога» и не только. Попутно обсуждаются в очень ярких художественных ракурсах смысл жизни отдельного человека и цивилизации вообще. Точнее сказать, разговоры ведутся не на сами эти темы, а на стереотипы этих тем, которыми нас пичкают с детства; поскольку, человечество только сейчас начинает усваивать свое место в мире и свою истинную историю, говорить про все эти смыслы оно пока может примерно как насекомые – при помощи обоняния, только вместо химических ферментов человек использует звуковые волны произносимых слов.
В этой связи примечательно, что в фильме инопланетяне, разочаровавшись в человеках по причине того, что люди в частности и человечество в целом, много обманывают, стали называть людей жуками. Жуками назывался один английский музыкальный коллектив, хотя перевести слово beetles вернее можно было бы как тараканы. Тараканы – этот перевод более верен, если говорить про людей, ведь именно троица – люди, крысы и тараканы путешествуют по Земле уже миллионы лет через все катаклизмы. Живучесть этой троицы можно объяснить только одним эволюционным преимуществом – хитростью, за которую так укорили в фильме инопланетяне их фаната (называющего их не иначе как Господом), а вместе с ним и всех землян.
Человек – это охотник, и хитрость с обманом для него один из способов самосохранения. Причем охотником человек стал как раз потому, что это единственная успешная стратегия выживания в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Отсюда, кстати, лучше ВООБЩЕ не иметь дело с вегетарианцами или «спасителями» природы, а бежать от них подальше, поскольку такое поведение свидетельствует о серьёзном психическом нарушении, противном самим основам природы человека.
Можно укорять людей за хитрости и обманы, можно бороться с этим их качеством, но все будет без толку, поскольку хитрость – это то, что позволяет человечеству на карандаше вертеть любые катаклизмы и инопланетян вместе с ними уже миллионы лет. Почему, в конце концов, никому из современных фантастов не приходило в голову, что пресловутое «одиночество» землян в окрестных космических просторах объясняется как раз тем, что все “бобры” в курсе, что сюда лучше не соваться, поскольку все, кто с мечем к нам приходил, похоронен на Dark Side of the Moon. Всеми любимые алармистские фильмы про то, как человеков сначала смоет, потом зажарит, а после заморозит – на самом деле «Ералаш» для тех, кто в курсе, что человечество всегда готово к любому развитию событий.
Подобных любопытных вопросов в фильме масса, и все они очень интересно поданы зрителю, что позволяет надеяться, что последующие сезоны сериала станут не менее занимательными и захватывающими, в том числе с интеллектуальной точки зрения. Будет любопытно посмотреть на моделируемую создателями фильма симуляцию очередного витка выживания людей перед угрозой, которую они себе сами выдумали, как в свое время выдумали и бога.
Александр Усольцев