2 место «Лучший концертный обзор»
Музыка весны – каждому из нас…
Долгая счастливая жизнь,
Отныне долгая счастливая жизнь,
Навеки долгая счастливая жизнь –
Каждому из нас, каждому из нас…
Е. Летов
Когда мне было 16 лет, попалась мне в руки кассета с группой, название которой прочно ассоциировалось с уроками начальной военной подготовки в старших классах. Так как в то время я слушал любую рок-группу, до которой удавалось добраться, то немедленно отправил в потрепанный кассетник и эту ленту. Это был акустический сборник «Музыка весны», и с первых аккордов я понял, это ОНО, то самое, что останется в памяти на долгие годы, и музыкальная весна навсегда поселится внутри меня. Так я и познакомился с группой Гражданская оборона.
А все песни мои одинаковые и похожи на Гражданскую оборону…
Вообще, эта группа, а скорее, ее лидер (ведь только он прошел через все составы все 24 года и является практически единственным автором музыки и текстов) Игорь «Егор» Летов – феномен. Возникшие в смутное предперестроечное время в провинциальном Омске, поющие протестные, грязные трехаккордные панк-песни, они буквально через несколько лед, будучи запрещенные властями, гонимые еще могучим тогда КГБ, не только стали греметь на всю страну, но и тали родоначальниками нового музыкального стиля – сибирский панк. Непокорность режиму, ненормативная лексика, всегда радикально настроенная по отношению к государству («Убей в себе государство», пел тогда Егор) дали группе огромные проблемы с властью, но это же и дало толчок к популярности. Запретный плод сладок, но не в одном это суть. Даже лидер ДДТ Юрий Шевчук не раз в своих интервью называл Летова лучшим поэтом русского рока.
Пронеся свою бешеную популярность через все эти годы, выпустив более 50 альбомов и концертников, ГО до сих пор игнорируется масс-медиа, их песни практически не встретишь на радио, группа за всю свою историю не сняла НИ ОДНОГО клипа. Но, как взошла на пик славы в середине 80-х, подтвердила свой статус в 90-х, после трех лет молчания, так и остается на коне по сей день.
Убей в себе государство!
Концерты Гр.Оба часто заканчивались массовыми беспорядками, усиленный режим охраны сохраняется во многих городах до сих пор. Тем более, известно увлечение Егора радикальной политикой (он стоял у истоков Лимоновской НБП). Тем не менее, впервые за более чем двадцатилетнюю свою историю Оборона выступила в Красноярске в самом, наверное, гламурном и мажорном заведении, в котором играет живая музыка. Не побоялись пригласить их на нашу землю агентство Музыкальный город и бар Че Гевара. И это верно – ведь ГО, это в первую очередь музыканты, творцы, и им можно простить почти все мирское.
Стоит отметить, что ввиду долгой истории группы, на ее музыке по сути выросло 2 поколения и начинает подрастать уже третье. Поэтому публика была весьма разношерстная – от молодых панков, в напульсниках, цепях и балахонах с Летовым, до вполне себе солидных и состоявшихся мужиков и женщин лет 30-40, как раз и являющихся основным контингентом бара Че Гевара. Тем не менее, музыка ГО сплотила всех этих разных людей в этот вечер в одно целое. Цена на билет – 400 целковых, – достаточно демократична, и, не смотря на почти полное отсутствие рекламы (в Че концерты анонсируются в рамках необходимого минимума), зал был переполнен. В гардеробе народ кооперировался и сдавал 2 куртки на одни плечики.
Мы уйдем отсюда прочь, мы уйдем отсюда в ночь, мы уйдем из Зоопарка…
Как я и предполагал, на концерте было очень знакомых лиц, со многими еще 5, а то и 10 лет назад мы панковали, шляясь по всяким Склепам и прочим местам массового обитания неформалов. Многих из этих людей не встречал уже по нескольку лет. Все уже выросли, обзавелись семьями, работой, мало тех, кто как я остался в тусовке, но концерт ГО в родном Красноярске пропустить никто из них даже и не подумал.
Запускали в бар уже за час до концерта (так что удалось избежать давки), и ближе к 22.00 народ уже толпился у небольшой сцены, хором скандируя «Егор!». Так что к выходу музыкантов публика была уже разогрета сама собой. Как только музыканты вышли на небольшую сцену Че и заиграли первую песню «Нечего терять». Тут потерялись все рамки и границы, и зал зашелся в бешеном танце. Прыгали все – и молодые и старые. Хором исполняли весь репертуар, сыгранный на концерте. Группа отвечала сторицей, выдавая такую волну драйва и энергетики, которым позавидуют любые рокеры, на десяток-другой годков помладше. А музыкантам, ведь замечу, уже по сороковнику в среднем.
И так более полутора часов – без заминок, запинок и лишних слов. Лишь в начале Егор несколько раз просил добавить ему голос в мониторы. Отмечу, что звук был на высоте. Собственно, по отзывам не раз бывавших в этом заведении людей, с подзвучкой здесь никогда проблем и небыло. Да и сами музыканты играют уже совсем по другому – не рваный грязный звук, забитый басами, с пиликающим на одной нижней струне соло. Профессионально, сыгранно, с полной отдачей в зал. И этот неизменный, фирменный, неповторимый голос Летова, цепляющий сразу и навсегда.
Вселенская большая любовь, – моя бездонная калитка в пустоте…
По ходу концерта все время что-то необычное, что-то все время цепляло край сознания. И уже под конец я понял – все улыбались. Я бывал на десятках рок-концертов, но такого духовного и счастливого единения я не встречал нигде. Улыбались все: улыбалась бешено скачущая публика, улыбались музыканты, даже охранники, сдерживая невиданный доселе в этом заведении людской напор у сцены.
Оборона в этот вечер исполнила весь набор хитов всех лет. И старые «Лед под ногами майора», «Детский мир», и совсем дремучий «Зоопарк», обязательную «Про дурочка», которую можно услышать в недавно шедшем в прокате фильме «Живой». Совсем бешено, по хард-коровски, были сыграны боевики «Попс» и «Мне н*срать на мое лицо». Запредельно звучала редко исполняемая в живую «Евангелие», во время которой Егор выпускал гитару из рук и исполнял свои знаменитые шаманские танцы. А на слове «Христа» он пару раз выдал такой замогильно зычный гроул-вокал, что народ просто вздрагивал. Были и хиты последних лет – «Долгая счастливая жизнь», «Вселенская большая любовь», торжество психодел-панка «Реанимация», написанная автором в этом самом заведении, когда он приходил в себя после очередного эксперимента над жизнью и смертью. Еще одна песня – «Лоботомия», была посвящена ушедшему из жизни гитаристу ГО, – Владимиру Селиванову.
Сам внешний вид музыкантов, одетых в цветные майки, напоминавшие расцветкой гавайские, отдавал позитивом. А где, скажите мне, вы можете увидеть солидных мужиков, только что с важным видом стоявших у барной стойки, а потом, как молодые пацаны, заскакавшие вместе со всеми, кричащие любимые песни и машущих «козой»? Я сам в виду возраста на концертах присутствую уже давно как слушатель и созерцатель, но влекомый таинственной энергетикой ГО скачущей молекулой присоединился к этому Броуновскому движению людских тел.
…она, рассыпана на ладони, мышеловка захлопнулась…
Музыканты отыграли программу, но буквально через несколько минут вышли и отыграли на бис еще три песни, завершив этот замечательный вечер своей Самой главной песней, за 20 лет ставшей известной немалому количеству людей, и рокеров, и рэперов, да и просто дворовых пацанов, поющих ее под гитару – «Все идет по плану». В этот момент стало страшно за зал – казалось, что его просто разнесут в клочья. Обошлось. Егор сказал «Спасибо, Красноярск» и концерт закончился. Опустошенные, все потянулись к выходу. По счастливым и уставшим глазам и лицам было понятно – частичка музыки весны осталась в каждом из нас. Навсегда.
Андрей «Гроб» Сковородников