3 место «Лучший аналитический материал”
К вопросу об авторской песне в современной ситуации
Авторская песня и Бардовская песня. Рок-поэзия и Бард-рок. Сколько же в последнее время появилось путаницы в терминологии. Голова гудит. Пора внести некоторую ясность и определить, что же все-таки это такое: «Авторская песня», в современном контексте.
Хотелось бы сразу разграничить два понятия – авторская песня и бардовская. Это отнюдь не одно и тоже, как, может быть, многим представляется. Во всяком случае, в нынешнее время. Существует много определений авторской песни. Приведу два наиболее, на мой взгляд, удачных. Одно из них принадлежит Владимиру Высоцкому, а другое приводит в своей работе Соколова И.А.1
Высоцкий: “Авторская песня” – стихи, музыка (или мелодия) и исполнение одного человека.
Соколова И.А.: это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчетливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения.
Оба определения очень точно отражают самую суть явления. Единственное что вызывает у меня некоторое сомнение это последнее предложение в определении Соколовой (впрочем, и Высоцкий в своём интервью, откуда взято его определение авторской песни, говорит примерно о том же). Что значит, стихотворный текст является доминантой? Разве в «Песне о друге» Владимира Семеновича текст господствует над музыкой? Лично я, после того как услышал это произведение, несколько дней ходил и насвистывал именно мелодию. Собственно такая же ситуация была, и после прослушивания произведений многих других авторов. Безусловно, бывают такие песни как «Время Колокольчиков» Александра Башлачёва, у которой всего два аккорда и стихи доминируют, и хуже она из-за этого не становится. Но это лишь говорит о том, что музыка и текст должны быть адекватны друг другу, т.е. одна песня от богатой мелодии выигрывает, другая выигрывает от практического ее отсутствия. Поэтому в данной статье предлагаю взять за основу такое определение:
Авторская песня, это такая песня в которой один человек сочетает в себе автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора.
Не меньше, но и не больше. И вот тут начинается самое интересное.
Следуя этому определению – бардовская песня это всего лишь частный случай авторской песни, одно из ее направлений. Это только часть большого целого. Почему? Да потому что авторская песня, это не стиль музыки, в том смысле, как, например, блюз, джаз, рок-н-ролл, фолк, реггей да и тот же бард. Ведь каждый из них имеет свой узнаваемый мелодический, а зачастую и ритмический рисунок, услышав который вы сразу можете данный стиль идентифицировать. Авторская же песня может включать в себя и блюз, и рэггей, и фолк и бард и все другие течения, лишь бы у песни, которая в любом из этих стилей написана, был один автор и у музыки и у текста. Вы можете меня спросить – какой же узнаваемый мелодический рисунок у бардов? Отвечаю – это мелодии (и их различные вариации), написанные «отцами» стиля, теми, кого сегодня принято называть классиками: Визбор, Ким, Клячкин, Окуджава, Городницкий, Высоцкий и др.
Дело ведь вот в чём: в советское время почти никакой музыки кроме официальной и не официальной (авторской) не было. Музыкальных стилей было раз, два и обчелся. Но в современной ситуации, после падения железного занавеса, в страну хлынул поток музыки изо всех уголков мира. Бразильская, Американская, Индийская, Британская, Африканская, Ирландская, да какая угодно. В результате, то, что в 50-60-х называлось бардовской песней выкристаллизовалось в свой собственный стиль с характерным мелодическим рядом. А авторская песня расширилась ровно на столько, сколько направлений, а вместе с ними новых мелодий появилось. Теперь у автора есть богатейший выбор, на какой мотив положить свои стихи. Хоть на мелодии из китайского фольклора.
Открою страшную тайну: Юрий Шевчук (группа «ДДТ»), Диана Арбенина (Ночные Снайперы), Борис Гребенщиков (группа «Аквариум»), Земфира Ромазанова (группа «Земфира»), Александр Васильев (группа «Сплин»), Андрей Макаревич (группа Машина Времени), Дмитрий Ревякин (группа Калинов Мост), Михаил Борзыкин (группа «Телевизор»), Ольга Арефьева (группа «Ковчег»), Вячеслав Бутусов (группа «Юпитер») и даже Рома Билык (группа «Звери») – это все самая настоящая авторская песня, так как они авторы мелодии, авторы стихов, исполнители и аккомпаниаторы. Любой из них может спокойно выйти на сцену Грушинского фестиваля с акустической гитарой (или с синтезатором в случае Михаила Борзыкина) и спеть. То, что они предпочитают выступать при поддержке группы на стадионах (хотя при этом многие не брезгуют и чисто акустическими концертами), ничего не значит. Розембаум выступал вместе с оркестром и не перестал быть одним из самых известных бардов. У песен Высоцкого существует множество вариантов аранжировок (в том числе и оркестровых: «Скалолазка», «В жёлтой, жаркой Африке», «Горное эхо» и т.д.). Что же они теперь не авторы-исполнители? Аранжировка это вообще не показатель. Важно не это. В истории, скорее всего, останется не группа ДДТ, а автор – Юрий Шевчук, не группа «Аквариум», а автор – Борис Гребенщиков. Музыканты в группу приходят и уходят: меняются барабанщики, гитаристы, басисты и др. Состав того же «Аквариума» менялся ни один раз. Но вот если группу покинет лидер, и заодно автор всех песен, группа перестанет существовать. Что, например, и произошло с группой «Кино», когда погиб Виктор Цой. Автор в данном случае всегда первичен. Некоторые даже так и пишут в афишах: Вячеслав Бутусов и группа «Юпитер», Ольга Арефьева и группа «Ковчег», т.е. автор и группа разделены. Другой вопрос, что тексты той же Земфиры и Ромы Билыка трудно сравнимы с текстами Высоцкого. Но это лишь говорит о качестве произведений данных сочинителей и не более.
Есть ещё одно понятие, которое идет рука об руку с авторской песней – самодеятельная песня (их частенько уравнивают). То есть песня, написанная не профессионалом. Под профессионалом подразумевается, по-видимому, человек с музыкальным или литературным (в случае написания стихов) образованием, член союза композиторов (или писателей), который музыкой или написанием текстов зарабатывает деньги. В современных реалиях, мне кажется, это уже не так актуально как было, в 50-60-х годах прошлого века, когда авторская песня позиционировалась как контркультура. Ну что разве Андрей Макаревич или Борис Гребенщиков, Александр Городницкий или Олег Митяев не профессионалы? Самые, что ни на есть профессионалы. И деньги с помощью своих концертов успешно зарабатывают, и немалые. Да и качество их произведений отменное. Музыкальное же и литературное образование, как показывает история, для написания гениальных стихов и музыки совершенно не обязательно. Это факт. Как и то, что без таланта даже с тремя дипломами о соответствующем образовании ни Высоцкого ни Макаревича не выйдет. Тут стоить отметить другое, а именно то, что в авторской песне появилось множество халтурщиков и графоманов, которые на все претензии к качеству их песен отвечают, что они, дескать, не профессионалы. Но простите: если у вас нет музыкального образования, то это не значит, что вы совсем не должны уметь играть на гитаре, и это не значит, что когда вы поёте, вам совсем не надо попадать в ноты. А то как-то все слишком просто получается: стишок написал, позаимствовал мелодию у Визбора или Клячкина, положил её на три всем известных аккорда, и очередной «шедевр» готов. Нет господа, на мой взгляд, если взял инструмент, то научись на нем играть, если взялся писать стихи, то хотя бы попытайся писать без штампов.
В последнее время, пользуясь современной терминологией, у авторской песни довольно сильно упал рейтинг и пострадала репутация. Знаете что такое авторская песня в представлении большей части молодежи? Это такой бородатый мужик с гитарой, который, обычно у костра, поет что-нибудь о горах, перевалах, закатах, рассветах, палатках, и проч., и при этом плохо играет на гитаре. По этому поводу даже анекдоты есть. Молодежь не видит разницы между бардом и автором-исполнителем. . И если в случае с бардовской песней их представления, хоть как-то можно обосновать (действительно растущие как грибы бардовские фестивали породили сотни попросту плохих авторов, которые только об этом и поют), то в случае с авторской эти представления в корне не верны. В результате, если я приглашу их на фестиваль авторской песни, на котором будут выступать под акустическую гитару Михаил Башаков, Кирилл Комаров, Сергей Калугин, Олег Медведев, Алекс Поляков и другие авторы, к бардам имеющие весьма далёкое отношение, у них сработает в голове известный стереотип, и они туда просто не пойдут. И многое, кстати, потеряют. Ведь, например, Сергей Калугин не только хороший поэт, но и блестяще владеет гитарой (за плечами многолетнее обучение по курсу классической гитары). Тексты Олега Медведева так же не имеют ничего общего с простенькими рифмовками «слёзы-берёзы»,» «кеды-полукеды», хотя музыкальное оформление и чуть попроще, нежели у Калугина. Многоплановые, философские тексты Алекса Полякова для полного понимания желательно послушать дважды, что же касается музыкального оформления, то иногда не вериться, что играет один человек и все эти разнообразные звуки издаёт не оркестр, а гитара.
Хотите скажу почему многие музыканты не любят Грушинский фестиваль? Потому что он профанирует саму идею авторской песни. По своей сути этот фестиваль исключительно бардовской песни, а не авторской как заявляют его создатели. Среди лауреатов практически не было музыкантов, которые бы работали в другой мелодической традиции. Знаете, что бы ожидало на этом фестивале Высоцкого или Окуджаву, если бы они жили сегодня? Их бы там просто не поняли. Обозвали бы рок-поэтами (есть же у Высоцкого социальные тексты), сказали бы, что это не их стиль и отправили на какой-нибудь другой фестиваль. Позвольте пояснить мою мысль: на «грушу» съезжается много разных музыкантов, но из них победителями становятся исключительно барды, и именно это имеет значение. Потому что победитель получает очень хорошую рекламу, его диски купят, его имя запомнят, а например, про Анатолия Багрицкого вспомнят только те, чьи палатки стояли рядом с его. Потому что он неформат.
В последние несколько лет начали доходить слухи, что на «Груше» «оттепель». Лауреатами стали группы «Зимовье Зверей», «Дефекты речи», Павел Фахртдинов, которые вроде бы имеют какое-то отношение к рок-музыке. Так вот – никакая это не оттепель. «Дефекты речи» и Павел Фахртдинов хоть и имеют прямое отношение к рок-музыке (выступают, например, на рок-фестивалях, имеют знакомых из среды рок-музыкантов), но по сути это та же бардовская песня, только с ударником у «Дефектов речи», ну а в случае Павла Фахртдинова без него. Мелодии то все те же. «Зимовье Зверей» в последнее время также сделало вполне ощутимый поворот в сторону бардовского направления. Я ни в коем случае не хочу сказать, что это плохо. Нет. Авторы эти весьма и весьма талантливые. Ну, нравится им такой стиль музыки, что я могу поделать. Просто устроители Грушинского фестиваля остались верны себе и не изменили свою политику ни на йоту. И очень жаль, потому что дух захватывает о того, насколько бы смог обогатится этот фестиваль, если бы не был таким консервативным.
И ещё один момент, который хотелось бы отметить. Некоторые почему-то называют авторской песней, такую песню у которой текст написан одним человеком, а музыка другим. Берут, например, стихи какого-нибудь поэта Серебряного века и кладут на определённый мотив. Даже конкурсы устраивают, у кого лучше получится. На мой взгляд, это подмена понятий. Зачем в таком случае вообще вводить термин авторская песня? Ведь тогда получается, что любая песня – авторская. У любой песни, обязательно, кто-нибудь написал текст, а кто-нибудь музыку. Но давайте вернемся к определению: «Авторская песня, это такая песня в которой один человек сочетает в себе автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора». Подчеркиваю – «один человек». Именно поэтому, например, песня «Темная ночь», которую исполняет Марк Бернес, музыку к которой написал Н. Богословский, а стихи В. Агатов, уже не авторская песня, в её исконном понимании, а песня в исполнении Марка Бернеса.
1. Соколова И. А. Формирование авторской песни в русской поэзии (1950-1960-е гг.). Автореф. дисс. канд. филологических наук. – Москва, 2000
Дмитрий Румянцев (г. Санкт-Петербург)