2 место «Лучшая резенция»
БОБ ДИЛАН – «ХРОНИКИ. ТОМ ПЕРВЫЙ»
Издательство «Эксмо». Книга вышла в свет в конце 2005 года.
В аннотации «Хроники» Боба Дилана заявлены как автобиография. Дабы вникнуть в суть, для начала стоит разобраться с тем, что же есть такое «автобиография». В общепринятом и давно устоявшемся понимании это попытка человека, пожившего много ли, мало ли, осмыслить пройденный путь. Попытка проанализировать процесс формирования собственного Я, вычленяя из жизни события и поступки, повлиявшие на принятие конкретного решения и определившие выбор пути. При этом осмысление становится и ответом на вопросы «Зачем я жил? Сделал ли то, для чего появился?» Это интересно людям мыслящим. Но может автобиография превратиться и в «занимательное чтиво», перечисляющее события в духе «родился, рос, жил-жил и умер», сдабриваемое при этом скандальными подробностями и интимными откровениями. Последнее свойственно людям, размышлять либо просто не способным, либо не желающим этого делать и выносить результаты на бумагу. По причинам, им ведомым. «Хроники» Боба Дилана – ни то, ни другое. Боб Дилан – человек-легенда. В его жизни было много разностей в стиле вечной формулы, сопровождающей жизнь рок-идолов. Его путь обрастал скандальными подробностями и легендами, в которых правда мешалась с кривдой. За каждым не то что шагом, за каждым вдохом внимательно следила пронырливая пресса с момента приобретения им известности в начале 60-х. Все творчество было разобрано критиками по косточкам, перемыто и разложено по полочкам. Но, несмотря на кропотливый труд и многотомные издания, ни о Бобе Дилане, ни о Роберте Аллене Циммермане мир не знает ничего. Дилан всегда прятал Циммермана от всех, а в интервью зачастую нес откровенную ахинею.
Когда разнеслась весть о том, что Дилан пишет автобиографию, у поклонников и просто любопытствующих появилась надежда, что вот сейчас, наконец-то, Боб и расскажет ВСЮ правду о своей жизни. Но Роберт Циммерман не был бы Бобом Диланом, если бы просто, от души, взял да и выложил всю подноготную. Никогда Дилан не шел на поводу у публики, никогда не делал того, чего от него ждали. Когда-то он выбросил акустику и взялся за «электричку», начав играть гаражный блюз, разочаровав поклонников фолка. В 60-х, когда пришло время социальных протестов и уличные революционеры ждали от него предводительства, Дилан стал образцовым семьянином и принялся писать лиричную, умиротворяющую музыку. «Я не бунтарь, не революционер, я музыкант и отец семейства» – заявил Дилан. Зачем? Чтобы огорошить фанатов и всезнайствующих критиков, чтобы разрушить образ «рупора поколения». Уж на что-что, а на умение выдать фишку и ввести публику в ступор Боб Дилан мастер. Вот и сейчас Роберт Циммерман кинул всех. В «автобиографичных» «Хрониках» нет ни слова о личной жизни, нет скандальных подробностей, нет никаких фактов, как ожидали того знатоки творчества и праздные зеваки. Дилан рассказывает только то, что интересует его. Книга начинается с заключения судьбоносного для Роберта Циммермана контракта со звукозаписывающей компанией Columbia. Потом действие переносится в начало его карьеры – момент приезда в Нью-Йорк. Затем сразу наступает конец шестидесятых, когда Боб работал над альбомами «Self Portrait» и «New Morning». Следующий период – работа над пластинкой «Oh Mercy» в конце восьмидесятых, и опять – детство Роберта Циммермана. Безумное «хроно» носится по книге, разрушая ее целостность и лишая читателя понимания сути. Есть в книге много размышлений и откровений о творческих муках, о работе над альбомами, о процессе создания песен. Есть внимательный взгляд на время и на людей, сформировавших Боба Дилана. По сотне упомянутых имен даже составлен справочник, прилагающийся в конце. Есть в «Хрониках» рассказ о том, как появился Боб Дилан, и воспоминания о бабушках и дедушках. Есть много эмоций и ощущений. Но нет самого главного – разума автора. Стоит сказать и о переводе. Зачем-то Максиму Немцову захотелось как можно более точно передать оригинальный язык автора. В результате получился корявый, неудобоваримый, режущий слух язык.
Русское издание «Хроник» открывают аплодисменты, восторженные крики «Браво!» и «Бис!», цитируемые из крупнейших американских и мировых изданий. Все эти дифирамбы могут быть оправданными по отношению к личности автора, талантливого музыканта, определившего развитие всей рок-музыки на много лет вперед. Но вряд ли это правда по отношению к художественной красоте и целостности текста, по отношению к литературным амбициям Дилана. Словом, старина Боб в который раз проявил талант шоумена, ловко выкинув очередное коленце, чем привел в неистовый восторг недалекую публику. Сам же Роберт Циммерман, сидит вечерком у камина, почитывает оды The New York Times в свой адрес и довольно посмеивается. Вот и верьте после этого Бобу Дилану.
Константин Иоч, InterMedia