—————-*————–
А-дежда – мой компас земной…
Старинная песня
Мало кто знает, что одежда носит больше ритуальный характер, чем практический. Древним людям, проживавшим в теплом климате не требовалось никаких одежд – все ходили голыми як Тарзан, да и особой необходимости подчеркивать свой соц. статус не было ни у кого. Одеждой был тогда кулак и дубина. По мере увеличения численности населения, стали нужны отличительные признаки между кастами для упрощения визуальной идентификации. В основном это касалось внешнего вида – смотрим – весь в перьях – сразу понятно – уважаемый идет. Без перьев – тоже понятно – плебс.
Мир моды гораздо более сложно устроен, чем кажется на первый взгляд. Об этом пишут в своей статье в кубинском журнале “Costraros Y Recostrados” (“Отрез и Обрез”) известный уругвайский критик моды Хуанитос Педро Гомес и польская историкесса моды Дырса Дырсова.
Начинают издалека. Например, вот, идет демонстрация мод в городе Париже, в зале сидит разнообразная публика, по сцене ходят манекены. Казалось бы всё просто – ничего такого не происходит. Но нет. На самом деле главной целью этих демонстраций является показ того, что в этом сезоне ни в коем случае истеблишменту нельзя надевать, поскольку это будут носить все. Сидят мэры, сэры, пэры – все пишут-пишут-пишут, чтобы не забыть. Длинные воротники в этом году – НИ-НИ, короткие ботфорты – забудь! Белое не надевать! И так далее. После показа – бегом к себе в гардеробные – выкидывать то, что стало модно в этом сезоне. Чтобы, не дай Готье, не надеть то что носят все.
И связано это в первую очередь с тем, что одежда не только меняет людей внешне, но и внутренне. По сути, одежда представляет собой форму для отливки, куда заливают изначально безликую массу, то есть человека. Как поется в одной грустной цыганской песне, из любой ляди можно сделать леди и наоборот. Более того, люди носящие один и тот же тип одежды – становятся одинаковыми, как пчёлки. Они и мыслят при этом одинаково. Твоя одежда – это не твой наряд – это роль, которую тебе дают, как животным в цирке, вторят хором Дырса с Гомесом.
Далее Гомес и Дырса поясняют. В мире моды всё построено от противного – то что кажется – тем не является. Например, классический мужской костюм, в котором ходит вся политическая и финансовая элита и не элита тоже. Ещё говорят – деловой костюм. Чтобы понять, как он устроен, надо как в детской бумажной игре «одень куклу» – одевать человека не снизу вверх, а сверху вниз. В этом случае пиджак превращается в мини-сарафан, или рубаху по-нашему. Встречи без пиджаков, как их называют, подразумевают, что человек снимает с себя рубаху, то есть остается голым.
Вся одежда имеет три корня: юбка, саван и штаны. Всё что мы носим есть лишь вариации на их темы. Юбка – удел южных народов, произошла от набедренной повязки. Саван – северная одежда – вариация на тему вывернутой шкуры животных, ну и штаны – придумка кочевников, созданная для удобства езды на лошади. В деловом костюме мы имеем на самом деле северного человека и кочевника в одном лице. Таким образом, утверждают Дырса с Гомесом надевая деловой костюм, человек начинает мыслить как северный кочевник, в чем легко убедиться, поговорив с таким героем полчаса.
Есть ещё один любопытный атрибут гардероба – галстук и пояс. На самом деле это одно и тоже. Пояс носится, понятно, на поясе и свидетельствует что у вас есть оружие, а галстук – это пояс на шее, свидетельствует что ваше оружие – голова. Снимаем галстук и получается, что вы снимаете голову и остаетесь как есть. То есть встречи без галстуков – это встречи без головы – пиво пьем, обсуждаем баб, о делах ни-ни.
Все эти тонкости модельерам и ательерам давно известны, заверяют Дырса и Гомес. Рисуя новый раскрой, модельер думает не о красоте его, а о том, какой тип характера этот наряд будет производить в человеке. Говорят, что женщина это скрипка. Не только женщина – все люди – это музыкальные инструменты, и то, какие серенады они будут извлекать, зависит от того, что на человеке надето.
Кстати, обилие гомосексуалистов в моде обманчиво. На самом деле все эти кутюрье лишь прикидываются голубыми. И это тоже давнишняя традиция. Дело в том, что раньше голубых за людей то не считали, и это была очень удобная ниша, чтобы тебя не трогали. Голубых же больными признавали – что с них взять. Ну вот после того как в средневековье казнили десяток модельеров за колдовство, потому что те пошили одежду, после чего люди, её надевшие, сошли с ума, профессия перешла в ранг опасных, все кто шили прикинули, что лучше сказаться голубеньким – тогда не тронут, утверждают Гомес и Дырса.
Своя характерная одежда есть не только у политиков, но и у гангстеров, сутенеров, говоночерпиев, у всех. Но это не они выбирают одежду, а одежда делает их такими. Вспомните, например, как говорят у нас – одет как новый русский. Никому не надо объяснять, что из себя представляет такой человек – образ сформирован. Свои характерные одежды есть не только у социальных групп, но и у стран. Причем как правило, такие наряды в этих странах мифологизированы. Например, в Шотландии это – юбка (килт), которая произошла от юбок римских солдат. Но, шотландцы, понятно, говорят, что юбку им боги дали .
Хитрые англичане, например, когда захватили Ближний Восток, чтобы разделить одинаковых до их пришествия арабов, дали арабам разных территорий арафатки на голову разного цвета и рисунка. Красные арафатки достались иорданцам – что сделало их самыми спокойными из всех арабов. Палестинцам – черные в клеточку. Самыми буйными стали йеменцы, коим достались арафатки с желтым рисунком.
Далее исследователи моды, Дырсова и Педро, углубляются в такой вид одежды как шинель. Шинель носят в двух вариантах – с поясом и без. Шинель без пояса – это так любимый всеми политиками лапсердак, плащ или пальто по нашему. То есть человек носящий шинель без пояса демонстрирует отсутствие у себя оружия. Именно эту “миролюбивость” и демонстрируют политики, такой фасон носящие. Шинель с поясом – удел солдат. Политик в шинели с поясом в мирное время – нонсенс. Но если в военное время видите политика в шинели без ремня – стоит задуматься (так Сталин ходил). Шинель в зависимости от комплектации – одежда или солдата или бюрократа.
Удивительным образом, утверждают Дырса и Гомес, именно в России шинель стала не просто главным видом одежды, а одним из основополагающих мифов. Началось всё, понятно, с Гоголя, с его «Шинели». Обретение и потеря шинели в его рассказе превращается в главное событие в жизни простого человека. То есть по сути обретение статуса и последовавшая затем его потеря превращают Акакия Акакиевича в конце произведения в привидение. По большому счету, это приведение так и бегает до сих пор по России, подытоживают Дырса и Гомес.
Игра статусов в России, важна как нигде. Говорят, что все мы вышли из гоголевской шинели. Да никто из неё и не выходил – вся Россия ей накрыта до сих пор. Вопрос в самоидентификации – без шинели тебя никто в упор не увидит. Все прочие статусные наряды в России надеваются только поверх шинели. И это закон. Отсутствие или наличие шинели под одеждой является в России основополагающим в определении статуса. Все эти мазераттии и луи витоны здесь не стоят ничего, если у тебя под ними нет шинельки.
Отбирание шинели у другого – главный национальный вид спорта в России. У Акакия Акакивевча её отобрали уличные питерские бандиты, очень красочно описанные в повести. Но не в этом главная причина живучести шинельного мифа в России. Шинель хоть и теплая, но не практичная, везде от неё отказываются, даже в нашей армии. Посмотрите, на кого похож человек в шинели. Правильно – на закутанного в пелёнку младенца. Шинель превращает русских в младенцев неразумных, когда всё за тебя делают и всё тебе за так дают.
Как одевали людей при совке? – как китайских крестьян – во всё серое и дутое. Даже трусы дутые были. Не зря тогда считалось, что если ты носишь джинсы, ты совершаешь идеологическую диверсию. Так и есть – человек, который надевает джинсы мыслит уже по другому, чем человек в дутиках. Поэтому при совке джинсы было не достать и те кто их носил считались людьми другой касты – так оно и было.
Именно поэтому на показах мод элита так внимательно записывает всё что видит. Ведь они то знают, что главное для человека – не быть таким как все.
Одевай Поддеваев
По материалам модных СМИ
январь 2017
ДЛЯ SPECIALRADIO.RU