rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Они вышли из-под земли. Они уже в Москве


Началось всё в 1974 году, как часто бывает, с совершенной случайности. Загадочную армию, выполненную из терракота?, обнаружил китайский крестьянин, который, по одной версии, просто обрабатывал землю в этом районе, по другой – рыл колодец. Он тут же сообщил властям о своей находке, и на место захоронения отправились археологи. За раскопками последовали всё новые исследования.

Место на карте – Сиань. Именно в этом городе, который в течение почти 1200 лет был столицей многих китайских династий и насчитывал около одного миллиона жителей, раннекитайская цивилизация достигла своего апогея. Сиань (провинция Шэньси), что в переводе значит “Западный мир”, расположен в центре восточной части Китая, на притоке реки Вэй, питающей плодородные почвы знаменитой равнины Гуаньчжун – одного из древнейших очагов китайской цивилизации. Около трех тысячелетий назад здесь возникли раннефеодальные княжества.

Техническое развитие древнего Китая на много столетий опережало развитие других стран. Об этом свидетельствует множество таких факторов, как, например, существование развитой системы водоснабжения, наличие писчей бумаги, изобретение печатного станка, компаса и пороха. Но знаменитым Китай сделала не только рано развившаяся цивилизация, но и суровые императоры.

Первым “возвеличенным императором”, или “императором от бога” (как он сам себя называл) был Цинь Шихуанди, умерший в 210 году до нашей эры. Он отметился тем, что объединил китайские государства в единую Поднебесную империю и приказал возводить Великую китайскую стену. В историю он вошел как один из самых жестоких владык мира, получив прозвище “самый известный и самый проклинаемый”. Также, он известен тем, что последовательно уничтожал учение Конфуция: последователей его учения и книги.

Древняя родовитая знать разных стран верила в то, что жизнь продолжается и после смерти. Как гласит предание, император Цинь Шихуанди начал возводить собственную усыпальницу с момента своего пришествия на трон, когда ему исполнилось 13 лет. Что говорить о размерах этой гробницы, если над ней трудились 700 000 рабочих на протяжении десятков лет. При создании усыпальницы нашли свое отражение любовь Цинь Шихуанди к циклопическим масштабам и жестокость правителя. Ведь, кроме того, что он воздвигнул около восьми тысяч глиняных статуй в человеческий рост, вместе с телом императора было захоронено около семидесяти тысяч крестьян со своими семьями и ещё примерно три тысячи наложниц.

Несмотря на размах работ, громадный комплекс остался незавершенным к моменту кончины императора, а после свержения династии работы в нем были прекращены. А в скором времени после смерти Цинь Шихуанди его гробница была разграблена, а пожар, который вызвали грабители, привёл к обвалу потолка. Именно так многотысячное глиняное войско было похоронено во влажном грунте на две тысячи лет. Примечательно, что терракотовое войско помогло в восстании против сына императора. Хроники сообщают, что восставшие против наследника Шихуанди крестьяне, перед тем, как терракотовое войско было погребено под землей, ограбили его: вся амуниция войска была изъята восставшими и направлена против императора. Кстати, в итоге восстания, сын императора был свергнут.

Кто они, эти загадочные фигуры? Ученые предполагают, что это портреты реальных воинов, духи которых якобы моги охранять Цинь Шихуанди в загробном мире. Они сделаны чуть больше натуральных размеров, около 1,96 м. Лица у статуй абсолютно разные, непохожие друг на друга. Действительно, солдаты Цинь Шихуанди принадлежали ко многим национальностям: ханьцы, монголы, татары и т.д. Длинные волосы уложены в разные прически в строгом согласии с военной иерархией. Мельчайшие детали, выражения лиц, складки на одежде свидетельствуют о ювелирном мастерстве исполнения и высочайшем уровне развития искусства в Китае еще в III тыс. до н. э. Глиняные фигуры являются настоящими творениями искусства, ведь все они делались вручную с использованием различных методик.

Фигуры выполнялись мастером, которому помогали 10-12 учеников. Мастера ставили на статуи оттиски своих печатей. Найдено уже 85 печатей, что указывает на то, что в создании изваяний участвовало не менее 1 000 человек. Статуи имеют массивные глиняные основания, на которые надевались глиняные «одежды». Тела делались из глиняных валиков или готовых блоков, к которым затем крепились руки и прочее. Головы, а также изваяния коней, изготовлялись в особых формах и состояли из двух частей. Пока найдены головы 8 разных типов. Во время окончательной отделки воины приобретали индивидуальные черты. После придания необходимой формы статуи обжигались при температуре 900 градусов С и покрывались специальной органической глазурью, поверх которой наносилась краска.

Конечно, сейчас можно увидеть лишь монохромные бежевые статуи, но изначально каждый воин был раскрашен яркими цветами. Дело в том, что, раскапывая воинов, археологи столкнулись с довольно печальным явлением: на воздухе статуи в считанные секунды как бы подсыхали, а краска лущилась и облезала. После химического анализа стало ясно, что дело в глазури, которую наносили перед покраской. За сотни лет нахождения во влажном грунте она изменила свой состав, и теперь, подсыхая, отслаивается вместе с краской. Правда, сейчас ученые наконец-то стали решать, как бы сохранить остатки армии в первозданном виде: статуи извлекают из грунта, тут же помещают в контейнеры с высокой влажностью, а затем вся поверхность обрабатывается специальным водным раствором, который накрепко связывает покровы статуи с подлежащей терракотой.

Захоронение имеет впечатляющие масштабы: тысячи солдат в полном обмундировании расположены в боевом порядке согласно военной стратегии тех времен. Боевые колесницы, запряженные лошадьми, были деревянными и до наших дней не сохранились. В первом боевом ряду находятся военачальники и советники, за ними кавалерия, пехотинцы, стрелки, стоящие коленом на земле в позе натягивания луков, и, наконец, колесницы с возчиками, управляющими лошадьми. Всего 11 рядов и 38 колонн. Каждый воин держит в руках какое-либо боевое оружие: луки, арбалеты, алебарды и мечи. Стальные наконечники стрел покрыты защитным слоем, напоминающим хром. Взоры воинов обращены на восток – к завоеванным землям.

Есть ещё одно, отдельное захоронение, предназначенное для генералитета, меньше первого по площади, но впечатление от этого ничуть не слабее. Над траншеями видны деревянные кровли, фигуры военных находятся в разных позах. Вблизи можно рассмотреть лучника, младшего офицера и военачальника, которых отличают разные прически.

В 1980 году в деревянном саркофаге были найдены две бронзовые колесницы, сделанные в половину их реальной величины. Уздечки и вожжи выполнены из золота и серебра. Одна из колесниц отличалась повышенным комфортом, другая предназначалась для дальних поездок и использовалась для инспекции границ обширного государства.

При этом ученые считают, что терракотовая армия – только часть грандиозного погребального комплекса. К настоящему времени археологи извлекли из земли около двух тысяч фигур, а исследование памятника продолжается до сих пор. В Китае сейчас объявлен сорокалетний мораторий на вскрытие главного захоронения, ожидая усовершенствования археологических технологий. Таким образом, по подсчетам ученых, раскопки усыпальницы могут длиться ещё как минимум двести лет. Такая осторожность может быть оправдана: в 1987 г. комплекс гробницы Цинь Шихуанди был включен Юнеско в Реестр объектов мирового культурного значения.

Провинции ШэньсиТерракотовое войско называют 8м чудом света. Нетрудно представить, какое неизгладимое впечатление это зрелище производит на тех, кому довелось увидеть каменную армию. Как и положено чуду, оно окружено множеством загадок и легенд. Несмотря на то, что войско было найдено 30 лет назад, на сегодняшний день извлечено на свет всего три раскопа, которые по прикидкам ученых составляют всего 10-15 % от всего войска, но китайские археологи не спешат их извлекать из-под земли по разным предлогам. Не спешат они вскрывать и гробницу самого императора, которая находится рядом и местоположение которой давно известно. На вопрос «почему?», китайцы отвечают, что не готовы еще: то техники нет, то людей, то денег. Но на самом деле, причина не в этом. В китайских хрониках есть подробнейшие описания всего подземного царства императора, в том числе и войска, которое они охраняют. Кроме этого, в описании указывается, что в конце эпохи, император проснется, и первым, кто выйдет на поверхность, будет его войско, а потом он сам, причем войско завоюет весь мир. Дальше: если гробницу императора вскрыть, терракотовые воины оживут и встанут на защиту императора. В обычных беседах, китайские ученые, признаются, что обнаружение войска 30 лет назад полностью совпало с тем, что говорилось в пророчествах: на поверхность в конце эпохи Рыб (после которой начинается эпоха Водолея) вышло войско и было разослано по всему миру. Так что в кулуарах настоящей причиной своей неспешности, китайцы называют обыкновенный страх: «не буди лихо, пока оно спит!». Напомним, что создавался погребальный комплекс как раз в начале эпохи Рыб (2000 лет назад).

Сбудется до конца пророчество или нет – мы не знаем, но 10 воинов войска императора уже в Москве. С 14 июня по 30 ноября на выставке в Государственном историческом музее можно увидеть их и несколько других экспонатов, а также подробный фильм про терракотовую армию. Всего Китай привез около 80 терракотовых скульптур: 10 оригинальных глиняных фигур воинов, 2 фигуры лошади, фигуру всадника на лошади, колесницу, животных, фигуры из бронзы. Кроме того, здесь же демонстрируются другие археологические находки, в том числе из более поздних захоронений: фигуры воинов и знати здесь уменьшены примерно до 60 сантиметров в высоту. Кроме того, посетителям музея предоставляется возможность взглянуть на животных, которых разводили в Древнем Китае, а также оружие, украшения, предметы быта, монеты. Многие из экспонатов реставраторы склеивали из множества обломков. Россиянам, в определенной степени, повезло, ведь они могут видеть каждого воина лицом к лицу, тогда как обычно туристы видят терракотовую армию сверху, бродя над громадным стеклянным куполом.

Алена Усеня, Анна Ерманок
для Специального радио.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.