В мире зказок тожи люби булочкы. Гнум.
“Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел”, А.Линдгрен
Уже много писалось о том, что детская литература до 18 века отсутствовала как класс. Писать для детей специально не было необходимости, детей в состоятельных семьях воспитывали на взрослой литературе, а уделом бедняков были устные сказания, предания, легенды и лубок. Подход к воспитанию детей в небогатых семьях был примерно такой же как сегодня в Таиланде – до пяти лет ребёнок – царь, после пяти – раб (то есть – давай, пошёл работать). Не было никакой надобности в детской литературе, поскольку аудитории не было.
Детская литература есть продукт городского быта, возникшего благодаря промышленной революции. Ничего не поменялось с той поры: родители на работе сутра до ночи, а воспитанием детей занимаются специально созданные для этого учреждения. Детская литература – это литература сирот, призванная обеспечить замену детям родительских тепла и ласки.
Примечательно, что в 18-19 веках авторами детской литературы были в основном шпионы, священники и сироты. О том, что большинством авторов детских литературных бестселлеров в те времена являлись работники спецслужб, известно тоже давно. Разведчики, разводчики, шпионы, диверсанты, провокаторы, лазутчики, агенты, резиденты, послы – написали огромное количество литературных произведений, в основном, под вымышленными именами. БОльшая часть этой резидентурной литературы – сказки, фантастика, приключения.
Вторая категория тогдашних авторов литературы для детей – это жёны, сёстры и дочери священников, либо мужчины, окончившие духовные учебные заведения, но оставившие сан. Третья категория, которая также часто встречается среди детских писателей того времени – это различного калибра сироты, по разным причинам лишившиеся родителей. Это люди, как правило, с различными отклонениями или врожденными болезнями.
Какие задачи стояли перед детской литературой и для чего она вдруг потребовалась? В целом, конечно, решались социальные задачи. Дело в том, что образы, символы и поведенческие клише, усвоенные ребенком до 5 лет – именно они в первую очередь формируют человека, его способ мышления. Нейроны начинают работать по тому принципу, который заложили в мозги ребенка до пяти лет, в итоге вырастает человек с определённой схемой мышления. Да, это обыкновенное социальное программирование, тут ничего криминального нет – общество должно заботиться о том, чтобы население имело сходные между собой поведенческие модели.
Но дело в том, что если ребёнку вливать в подкорку мир нереальный, выдуманный, или взаправдашний, но искажённый, то он с таким шаблоном мира и пойдёт по жизни. Вместо интерпретации событий и людей “как есть”, дитё всю жизнь … будет дитём, то есть человеком с выдуманным миром и с выдуманными правилами, которые могут совпадать с реальными, а могут и не совпадать. Это хорошо, если человек применяет себя в творческих профессиях, но это вызывает жуткие последствия, если по роду деятельности от человека требуется точной и реальной оценки себя и окружающего мира. Понятно, что такими людьми-детьми управлять легче.
Есть целые страны, где уже долго насаждается и пропагандируется детская литература, и эти страны и взрослое население этих стран по своему психологическому типу представляют абсолютных детей. Конголезский психолог-детовед по имени Как-Жуан Подлес-Подлеску давно занимается изучением стран-детей, и самой большой в мире страной-ребёнком, как считает Как, является Россия. Об этом Как пишет в своей статье в монгольском журнале «Ечигдөр байгаль хамгаалагч өдрийн өмнө» (Позавчерашний следопыт).
Подлес-Подлеску приводит удивительные данные, что такого обилия детской литературы, которой пичкают детей в России, нет ни в одной стране. В программе воспитания детей в России нет ни одной взрослой книги. Вплоть до 6 класса (то есть, по сути, до половозрения), программа по литературе в русских школах состоит в основном из сказок, былин, приключенческих произведений и стихов про природу. Взрослая литература появляется в школьной программе в пресловутый переходный возраст, когда мозг взрослеющего ребёнка не в силах сосредоточиться, и по привычке пользуется «сказочными» схемами мышления, которые в него были вбиты до того. В России очень распространена точка зрения, что почти у всех школьная программа по взрослой литературе ничего кроме отвращения не вызывала. Люди перечитывают ту же «Войну и мир» позже и говорят, а я в школе её ненавидел – видно рано нам её преподавали. Нет, говорит Подлес в своей статье – её преподавали вам поздно. “Войну и Мир” надо изучать в пять лет, тогда в 15 любая литература будет по зубам. А сказки надо читать уже в зрелом возрасте, так, для развития кругозора.
Особого внимания заслуживают особенности детской литературы в России. Подлес-Подлеску удивляется здесь обилию английских авторов. Нигде в мире кроме России, говорит он, даже в самой Англии, у детей нет столько английской детской литературы. О причинах этого явления Подлес не говорит, но упоминает о какой-то тайной свЯзи в этой связИ.
Другой особенностью детской литературы в России является то, что герои этой литературы в основном отрицательные, но замаскированы под внешне благопристойный вид. Например, Карлсон. По словам конголезца, на самом деле, Малышу в образе Карслона являлся бес. Стоит внимательно почитать произведение, обратив внимание на детали, становится понятно, что Карлсон, уж если не бес, то точно домовой или какая-то блуждающая между мирами неприкаянная душа правонарушителя, по случаю обретшая плоть с моторчиком.
Про Алису в стране чудес, о которой столько охов и ахов, Подлес говорит как о книге, которая воспитывает наркоманов, и приводит статистику, что среди поклонников Алисы процент наркоманов в целом выше, чем у тех, кого в детстве эта сказочка обошла стороной.
Винни-Пух – ожившая зомби-кукла, сирота, не имеющая ни отца ни мать, живет в лесу и решает всю дорогу звериные проблемы. Что уж говорить про апогей сиротской литературы – Маугли, который вырос с волками, а потом ушел к людям жить. Всем же известно, что дети, выросшие с животными уже не очеловечиваются, это просто идиоты. Дело в том, что в период с рождения до лет пяти ребёнок получает от социума вирус, который нельзя нигде кроме социума получить – разум. Разуму научить нельзя – его можно только привить поведенческим обучением. А тут пропагандируется сирота-животное. Нехорошо это, подчеркивает Подлес.
Вскормленное такой вот литературой, в России большинство населения суть дети, видящие мир сквозь призму сироты, выросшей со зверями, утверждает Подлес-Подлеску. У такого населения поэтому и работает в основном только лимбическая система головного мозга, отвечающая за «звериную» часть поведения человека.
Детское восприятие мира взрослым населением России сквозит отовсюду. Например, главный вопрос, которым мучают русских детей – «Кем ты хочешь быть?». Такой вопрос никто больше в мире не задаёт своим детям, на него не может ответить ребёнок, не знающий мир, и не попробовавший себя и этот мир «на прочность». Да и выбирать то из чего – между Иванушкой дурачком и Змеем Горынычем? Ребёнок что видит то и говорит – пожарником хочу, врачом, и т.д. Это вопрос НИ-О-ЧЁМ. Он не просто неконкретный, а уводящий от конкретики. А его с детства задают, и так человек и живёт с этим вопросом до смерти – кем же я хочу быть то?
Во всём мире ребёнку задают вопрос – каков твой интерес? Что тебе интересно? И не важно, что при этом ребёнок ответит, хочет он мороженное или мопед. Главное – это приучить ребёнка всегда, каждую минуту задавать себе вопрос – в чём мой интерес в этой конкретной ситуации. В России этим «тайным» искусством владеют единицы – самому себе сформулировать чётко, в чём твой интерес. В России поэтому у большинства интересы то все бытового свойства – поесть, пожить, поспать. Ещё есть такая фраза «пожить для себя». Это вообще умора – попросите у любого уточнение, что значит жить для себя – ничего конкретного не услышите в ответ, кроме что-то типа, ну… для себя – это для себя, а не для других.
Миром и людьми движут интересы. Это простая фраза ставит всё с головы на ноги. Понять другого человека или группу людей нельзя, пока ты не изучишь чужие интересы, сравнишь их со своими, и только в изучении совпадений или несовпадений этих интересов можно двигаться в правильном направлении и иметь верные ориентиры на своём жизненном пути.
Подлес утверждает, что Россия – это страна несформулированных интересов. В чем они? Чтобы всё было Ха-Ра-Шо? Это не интерес. В том чтобы у других было плохо – тем более. Но, в чём они должны быть, эти интересы, автор статьи не отвечает. Он лишь рекомендует читать взрослую литературу своим детям с самого раннего детства.
Бутус Кургузов
По материалам детских СМИ
ноябрь 2016
Для SECIALRADIO.RU