19 мая 2006 года на втором фестивале альтернативной и рок-музыки «В Полный Рост», проходящем в южно-якутском городе Нерюнгри, Валерий Колесников со сцены объявил о прекращении существования его последней группы «Серпентарий». В тот день они играли вместе в последний раз.
На вопрос:
– Что же ты планируешь дальше?
Он ответил:
– Пока буду дома акустику на компьютере записывать.
Валерий Колесников – ветеран нерюнгринского рок-н-ролла. Можно смело сказать, что его творчество оказало одно из решающих влияний на формирование лица этого нерюнгринского рок-н-ролла. Даже просто его присутствие в тусовке оказывало сильнейшее воздействие на окружающих и давало новый импульс к движению.
С ним я познакомился во второй половине 80-х, он был ведущим дискотечником или, как сейчас принято говорить, ди-джеем дискотеки МКЦ «Полигон», одной из крупнейших в городе. Параллельно он ещё заведовал студией звукозаписи при том же МКЦ, обладавшей крупнейшей, постоянно пополняющейся фонотекой. Это и было поводом для знакомства, наметились общие музыкальные интересы, а тогда этого было немало. Я ещё только начинал экспериментировать со звукозаписью, записывая Валерия Дмитриева, нерюнгринского барда и «Академическую Греблю», первую рок-группу г. Нерюнгри. Зная, что Валера втихаря что-то пописывает, я всё пытался его раскачать на участие в экспериментах, но безуспешно.
Лёд тронулся, когда я впервые попытался завязать с рок-н-роллом. Летом 1991 года была закрыта моя первая студия в Объединении Творческих Молодёжных Коллективов, и я пытался во второй раз наладить спокойную семейную жизнь. Пока совершенно случайно на улице не встретил Валеру: «Чувак, а давай у нас в «Полигоне» студию сделаем!» На тот момент у них не осталось ничего, кроме дискотеки и студии, а остальные помещения пустовали при наличии сносного на тот момент оборудования и обилия магнитофонов. Первые пробные записи «Чилиндры», так решил назвать свою группу Валера, вычитав это слово у Чехова, делались с самыми разнообразными музыкантами: от кабацких лабухов до наивных подростков со скрипкой. Сразу определилась музыкальная ориентация на жесткий ритм-энд-блюз с различными вариациями, и не менее жёсткие откровенные тексты вне зависимости от тематики, будь то сексуальные переживания или размышления о смысле жизни с похмелья. К лету 1992 года первый состав стабилизировался и приступил к регулярным репетициям. На репетициях группа звучала фантастически, но после неудачного концерта на День Шахтёра в конце лета благополучно развалилась.
Но такой мощный материал не мог долго лежать, и следующий состав собрался уже к Новому году. Именно ему суждено было запомниться как «Чилиндра»: Михаил Иванов – ударные, Александр Онофрий – гитара, Вадим Ширяев – бас, ну и сам Валерий Иванович. 1993 год был пиком их концертной деятельности: замечательное выступление на «Весенней Солянке №2», ежегодном фестивале, проходившем в Нерюнгри. Совершенно ураганный концерт на телешоу «Три Аккорда» в Якутске, где даже «Портак», выступавший с ними вместе выглядел бледновато на их фоне. И единственное абсолютно трезвое выступление на День Города в ноябре, это не считая других более мелких концертов.
Я очень жалею, что не осталось нормальных записей того периода, потому что по достижении группой звёздного статуса, начались творческие разногласия, приведшие, в конце концов, к развалу коллектива. В ядре конфликта была неприязнь Михаила Иванова к Александру Онофрию, существовавшая на каком-то генетическом уровне, которая и привела после нескольких камбэков к его окончательному уходу в 1994 году. Но, как оказалось, адекватных музыкантов Александру не нашлось, и группа фактически прекратила своё существование, не сделав ни одной студийной сессии. В том же году Вадим уехал в Новосибирск на ПМЖ.
Но тоска по «Чилиндре» оставалась, и в конце 90-х для одного концерта собрался летучий проект «Реанимация имени Чилиндры»: Михаил Иванов – ударные, Анатолий Тайбан («Siberia», «От ГРЕха Подальше») – бас, Виталий Бондарь «Манула» («От ГРЕха Подальше») – гитара. Я был к тому времени уже в Москве, и мне привезли видеокассету этого концерта. Проект звучал потрясающе. Даже в микрофон видеокамеры продавливался плотнейший драйв! И я понял, что Валера не израсходовал ещё свои творческие амбиции. По возвращении в 2001 году в Нерюнгри, одной из главных задач было раскачать его ещё на один проект, Это оказалось довольно сложно. Готовых музыкантов того уровня, что играли в «Чилиндре», было уже не найти. Сделали ставку на молодых, подающих надежды и готовых работать. И это себя оправдало, довольно слабые и начинающие музыканты, попав в мощнейшее поле харизмы Колесникова, очень быстро мобилизовались и выросли практически на глазах. Решив избавиться от груза прошлого, Валера взял новое название – «Серпентарий», больше всего ему нравилось в определении этого слова то, что это не просто гадюшник, а ферма где разводят змей с целью получения от них яда. Именно извлечением этой квинтэссенции он и собрался там заняться. Первая проба пера на трибьюте «Портака» сразу открыла потенциал группы, а «Парализованные Дети» стали ещё одной визитной карточкой.
Решив не мудрствовать лукаво, я фактически волевым решением загнал их в студию и оказался прав. В процессе записи произошло окончательное оформление коллектива. Раскрылся серьёзный потенциал молодого гитариста Кости Кульбаса, но главное удалось адекватно зафиксировать на плёнке самого Валерия Ивановича Колесникова, во всей его мужской красоте. Альбом назвали «Сомнамбулические Танцы», на его презентации играла уже осознавшая свою силу группа. Валера, почувствовав крепкий тыл, пел спокойно и мощно, это был самый потрясающий концерт за всю его карьеру. Ради него стоило претерпеть все предыдущие мытарства. Заброшенная в журнал «Ровесник», эта пластинка сорвала там какую-то чумовую рецензию.
Дальнейшее уже можно излагать как эпилог. Они не очень удачно съездили на последний ДВ-Фест в Хабаровск весной 2004 года и практически не появлялись нигде до весны 2005 года. На первом фестивале «В Полный Рост» они опять напомнили «чьи в лесу шишки» и замолчали на год. Валерий увлёкся радио, он главный редактор «Радио Вояж», которое отнимает у него почти все силы. И вот чтобы не тешить иллюзиями ни себя, ни своих музыкантов, он честно сказал о роспуске группы, надеясь, что они разбредутся по другим командам и дадут ещё «коксу» Нерюнгринскому рок-н-роллу. Одним из олицетворений которого является он сам.
basil d nissen
n-sk