17 февраля в фан-клубе «Горизонт» города Новосибирска, прошёл клубный фестиваль этнической музыки под названием «Елки-Палки». Фестиваль был первым публичным мероприятием новосибирского Интернет-проекта Neformat – N.
Вообще как человек, родившийся и выросший в ареале обитания реально сохранившихся носителей коренных этносов Сибири и Крайнего севера – Якутии и имевший опыт регулярной совместной работы с ними, я не первый раз приглядываюсь к этому месиву, которое каждый раз возникает под вывеской «этнофесты», проходящих вдали от этих ареалов. И хочу ответственно заявить, что, похоже, начал потихоньку понимать суть происходящего, поэтому позволю себе простую зарисовку с такого «этнофеста» перемежать некими классификационными потугами.
Для начала надо разобраться, что же можно назвать настоящим Этно с большой буквы. По моему глубокому убеждению, настоящее этно способны творить только носители коренного уклада конкретных этносов. Тогда, чем бы они ни занимались: современной музыкой с элементами электронных компонентов или аутентичным музицированием – всё это будет пропитано духом этого этноса и будет настоящим этно, либо музейным экспонатом, либо развитием канона. Вопрос, как попадают в этот уклад? Я видел лишь два пути. Первый – родиться и вырасти в среде этого уклада, вобрав его в себя в процессе естественного развития и становления личности, то есть это коренные носители этноса. Второй – погрузиться в него извне, изучая его и меняя свой образ жизни, впитывая этот уклад. И даже во втором случае всё равно необходим, хотя бы эпизодический контакт с коренными носителями. К вышеописанным из участников фестиваля можно было отнести Дакоту, харизматичного горловика, прекрасно и мощно владеющего техникой горлового пения, почему-то взявшего себе сценический образ индейца. Руссконародный проект профессиональных музыкантов «Иволга», прекрасно чувствующий свои корни, умело переплетая их с современной музыкальной культурой и современным музыкальным инструментарием. Единственное, что меня лично слегка напрягает в этом проекте – излишняя тщательность и щепетильность в проработке материала, граничащая с педантизмом, которая, опять же, на мой взгляд, не даёт раскрыться в полной мере природной пульсации именно этнической составляющей.
С большой натяжкой можно включить сюда проект «Буготак», на мой взгляд, больше спекулирующий этно-идеями, но спекулирующий с некоторой долей погружения в них. Остальное – можно отнести к этнической периферии, принципиально делящейся для меня на несколько частей. К первой я бы отнёс профессиональных или просто уже состоявшихся музыкантов, играющих музыку современных направлений: джаз, поп, рок и так далее, использующих элементы этнических гармоний и приёмов. Для них это является просто расширением своего инструментария, таким же как, например, овладение искусством свинга или основами ладовой музыки, и служит просто для украшения или новым полем для экспериментов. Это ни в коем случае не является поводом для уничижения их творчества, а, напротив, свидетельствует о широком кругозоре и поиске новых идей за пределами конкретной стилистики. К таким на фестивале можно было отнести старейший на новосибирской сцене арт-роковый проект «Ильвинги», своим мощным выступлением просто украсивший фестиваль. Группу «Тени», играющую качественную поп-музыку, практически танцевальных форматов во главе с великолепным вокалистом, и ансамбль египетских ударных инструментов «Каир», довольно уверенно извлекающий из них звуки.
К следующей части я бы отнёс людей, не обладающих собственным творческим потенциалом и ищущих в этно либо способ заявить о себе, либо просто находящихся в поиске какой-нибудь формы для существования, не обладая собственной. Как правило, такие творческие единицы либо пускаются в эксперименты, имеющие мало общего со словом «музыка» и часто даже не владеющие элементарными музыкальными формами, используя этно-инструментарий больше для выражения философских потуг. Как, например, барнаульские «Много Нёб», выступление которых мне показалось дилетантской иллюстрацией около дзен буддистских практик. Либо, исполняя устоявшиеся стандарты различных этносов, пытаясь достичь некоего синтеза, опять же, для выражения больше современных мировоззренческих ощущений. Чаще всего по мотивам фэнтэзийной литературы, ярким представителем которых в этом случае можно назвать проект «Латинор» из того же Барнаула. Оба этих варианта можно довольно условно отнести к творцам нового (нео) этно или, говоря более богословским языком, – неоязычникам.
К последней категории участников таких «этнофестов» можно отнести людей, к этно не имеющих никакого отношения и попадающих на такие мероприятия по недоразумению или, напротив, – по благоволению устроителей. В эту категорию, безусловно, попали очень милые девушки под названием «Новолуние», пока ещё только пытающиеся петь на три голоса милые девичьи песенки подросткового формата собственного сочинения. Надеюсь, это когда-нибудь у них получится на более взрослом уровне.
К счастью, здесь не было ещё одной привычно присутствующей составляющей подобных тусовок, может быть благодаря клубному формату фестиваля, – государственных филармонических коллективов, официально утверждённых в статусе этнических тире фольклорных коллективов.
В заключение, хочу объясниться, почему уделил столько времени и места фактически не очень крупному музыкальному событию. В первую очередь ввиду показательности этого мероприятия для действий, проходящих под вывеской «этнофесты». К сожалению, одной из неизменных составляющих подобных действий является отвратительная организация их, а точнее – её отсутствие. Не буду повторяться, так как аналогичную ситуацию я уже описывал в своих впечатлениях от «Саянского Кольца», всё повторяется с изрядной долей узнаваемости.
Скажу ещё, что фесты, которые проходят у корней произрастания этно-культур, на которых мне удалось побывать и где довелось принять участие, проходят всё-таки органичней и созвучней слову Этно. Их организаторы, как правило, сами носители этноса, с бОльшим трепетом и вниманием относятся к последним росткам Этно, чудом выжившим после глобального урбанистического асфальтирования всего современного жизненного пространства.
basil d nissen
Новосибирск
22 февраля 2007