С 6 по 27 февраля в кабаре-кафе «Бродячая Собака» города Новосибирска, прошёл конкурс (!? – так его назвали инициаторы) “Rock on!” среди молодых рок-групп города. Придумал это дело Борода («Женщина с Бородой»), очень быстро к этому подключились: студия «IN/OUT Records», Интернет-проект “NSKrock”, кабаре-кафе «Бродячая Собака», компания “Megarock” и наше доблестное «Специальное Радио». Студия предоставила главный приз – запись 2-х треков в студии, «Бродячая Собака» – площадку, “NSKrock” – пространство для размещения и сбора информации, а “Megarock” и «Специальное Радио» – кучу утешительных и дополнительных призов. От первых каждому участнику досталось по паре сборников, выпускаемых компанией, а из Москвы пришла посылка с 4-мя книгами «Музыкальная Анатомия Поколения Независимых», полным собранием “Recommended Records” в 2-х подарочных боксах и набором сувениров с символикой «Специального Радио». В общем, призовой фонд получился внушительным, и недостатка в желающих принять участие не было. А если учесть, что молодым в городе Новосибирске просто выступать довольно проблематично, понятен возникший ажиотаж вокруг этого проекта.
В проекте приняли участие 20 групп, попавших в него после прослушивания демо-записей. Сама структура конкурса состояла из четырёх концертов, проходящих по вторникам. Первые два четверть финальные – 10 групп по 2 песни, третий полуфинальный – 8 вышедших в полуфинал исполняют по 3 композиции, и в финале – четверо играют по 5 вещей. Всё происходило под зоркими очами внушительного жюри, которое и производило отбор. В него вошли аж 8 (восемь) человек:
Борода
Александр Симушкин – арт-директор компании «Megarock»
Алексей Ленин – звукорежиссёр студии «IN/OUT Records»
Ваш покорный слуга – «Специальное Радио»
Олег Алёшин – меломан, независимый эксперт
Сергей Толстиков ака xSxTx – меломан, независимый эксперт
Massio (это так человека зовут) – Интернет проект “NSKrock”
Дмитрий Фон Юнц – бывший вокалист группы «Девятый Вал».
Каждому были розданы таблицы, в которых все выступления оценивались в 5-ти категориях (мелодия, текст, аранжировка, исполнение, сценическая подача) по 5-ти балльной шкале. Я настаивал на включении ещё одной позиции – драйв, и оценивать её по 10-ти балльной шкале, но Борода, дабы не усложнять, отказался от этого предложения. Потом все оценки суммировались, и выводился средний балл.
Учитывая количество и разнообразие участников жюри, и то, что это было чуть ли не тайное голосование, хочу сказать – в такой селекции чувствовалась «рука судьбы» и некий драматизм происходящего. Состав финала получился очень показательным для Новосибирска – все 4 участника представляли собой 4 основных музыкальных направления, культивирующихся в городе, и являли собой достойные классические образцы этих направлений.
Группа «ИННОЭ» – представители поп-рока. Играют красивую мелодичную музыку с хорошими умными текстами и интересными поисками современных аранжировок и звуковых решений. Всё звучит убедительно, красиво и не вызывает рвотного рефлекса, как говнорок от «Нашего Радио». Группа заняла четвёртое место. На мой вкус, не хватает немного драйва и куража, но это можно отнести ко всем участникам конкурса. Почти все группы продемонстрировали хороший уровень владения инструментами и музыкальным материалом, не было откровенно слабых коллективов, но мне так и не удалось услышать того рок-н-ролла, который на кончиках нервов играется в последний раз в жизни. А от молодых хочется услышать именно этого, играть можно научиться, а вот кураж или есть, или его нет.
Поэтому следующий финалист – «Клуб Самоубийц» покорил больше не умением играть или изощрённостью материала, а именно способностью устроить реальное рубилово на сцене. И именно за это я отдал им главный приз от «Специального Радио» – 2 бокса с CD “Recommended Records”. В конкурсе они заняли 3 место. Это представители так называемых панков, хотя панк-рок давно уж почил в Бозе, и уместнее говорить о пост-панковской эстетике или скорее даже энергетике, так как музыкальными формами настоящего панка у нас в стране практически не владеет никто. Освоив примитивизм и неформальную лексику, наши «панки» забывают о том, что панк, помимо нигилизма, отличался от всего остального ещё и некоторыми специфическими музыкальными приёмами, которые в первую очередь и отличали эту музыку от всего остального.
По следующему финалисту – группе “De-Light” можно было устроить хрестоматийный разбор на элементы: прог-метал (Dream Theater) и помп-рок (Queen). Прекрасно сыгранный коллектив, два ярких фронтмэна – гитаристы/вокалисты с неплохими вокальными данными и хорошо владеющие инструментами. Большая часть текстов на английском языке. Ярко, мощно, красиво и невыносимо скучно, хотя второе место говорит о востребованности такой музыки.
Победитель, группа “MeRRy GrAvE” тоже показала склонность к англоязычному творчеству, но в меньшей степени. Они продемонстрировали добротный вариант альтернативы, тяготеющей к сиэтловскому гранжу. Великолепный вокалист с хорошими артистическими данными, правда, пока ещё не умеющий обращаться с микрофоном, вкусный вязкий гитарист со всеми задатками настоящего музыканта в будущем и плотная «сваезабивательная» ритм-секция. Четыре с плюсом.
Помимо финалистов была ещё пара коллективов, привлёкших моё внимание. Группа “Posa Lotos”, тяготеющая к арт-роковым экспериментам в духе King Crimson, пока ещё болеющая детской болезнью «большого состава» (две скрипки, саксофон, две гитары, вокалистка, бас и барабаны) и поисками формы, выбывшие в полуфинале. И полудевичья группа “Plastic Sun”, продемонстрировавшая интересный музыкальный материал и даже неплохой драйв, но оставшаяся в четвертьфинале. Рука судьбы.
Подводя итог, хочется сказать, что средний уровень музицирования среди молодых рокеров города Новосибирска довольно высок. Музыканты играют на хороших инструментах, и даже со звуком последние два концерта было не так уж плохо. Но всё время меня преследовало ощущение, что вся эта рок-музыка потихоньку превращается в комфортабельный лимузин для парадных выездов. Практически все оперируют готовыми формами и клише, не занимаясь собственно творчеством. Замечательно, что эту музыку играет ещё очень много молодежи, но нужен какой-то нерв, который выводит это занятие на другой уровень, когда её (эту музыку) можно назвать настоящим рок-н-роллом. Наверное, такое понимание может родиться только у детей Великих Переломов, испытавших настоящие потрясения в жизни, а наши сытые времена полуфабрикатов порождают такую же, не требующую пережёвывания музыку.
basil d nissen
Новосибирск
8 марта 2007