Ирландия… как много в этом слове для сердца русского слилось…
28 фольклорный фестиваль Европейского Вещательного Союза в этот раз проходил с 31 августа по 2 сентября в Корке (Южная Ирландия), и я в качестве звукорежиссёра вместе с трио «Седьмое Небо», выбранным «Радио России» для участия в нём, уже еду на автобусе из Дублина в Корк. Фундаментом экономики Ирландии и основной статьёй экспорта является сельскохозяйственная продукция. И это заметно по антропогенному ландшафту, простирающемуся вдоль дороги. Аккуратные домики в окружении ухоженных полей. Масса современной техники на стоянках возле домиков, на одной я даже разглядел небольшой вертолёт. Вообще впечатления от Ирландии можно разделить на несколько частей:
1 – человеческая – ирландцы в чём-то похожи на нас: любят много выпить и не любят много работать, но при этом умудряются как-то хорошо жить и не озлобляться.
2 – пейзажная – в Ирландии я не обнаружил деревень: все живут в небольших 2-х, 3-х этажных городках с узкими улочками и отдельно стоящих усадьбах, которые практически смыкаются между собой. Я не увидел просто свободного, не разгороженного места. После сибирских просторов это слегка напрягло, прожить всю жизнь между изгородями мне показалось не самым лучшим вариантом, несмотря на пасторальную картинку за окном автобуса.
3 – гастрономическая – ПИВО!!!!! Всем известен ирландский Guinness, но попробовав местный сорт пива Beamish, который варится тут же, на другом берегу канала, Guinness был отставлен в сторону.
4 – техническая – попав в большой, прекрасно спроектированный и проинсталлированный зал музыкальной школы в Корке, где проходил фестиваль, я столкнулся с полной неорганизованностью работы технического персонала. Все проблемы решались по мере их возникновения без чёткого плана действий. Было такое впечатление, что людей только что подняли с постелей, и они никак не дождутся, чтобы вновь вернуться к прерванному занятию. Наш райдер, заранее составленный и присланный, был полностью проигнорирован и технически выступление пришлось «собирать» на лету, благо опыт в этом богатый. Но ощущался какой-то диссонанс – наблюдать прекрасное оборудование, находящееся на своих местах, и чуть ли не полную беспомощность в обращении с ним. Звук можно было назвать хорошим только на выступлениях акустических коллективов и то это благодаря прекрасной акустике помещения, ну и коллективам, приехавшим со своими звукорежиссёрами.
5 – музыкальная – как оказалось, ирландцам, в своей основной массе, до лампочки музыкальные изыски. Судя по звукам, доносившимся из переполненных в субботу вечером баров, они слушают свою незатейливо исполненную национальную музыку, но в любом случае это лучше, чем потреблять экскременты шоу-бизнеса. Фестивальные концерты такой же посещаемостью не отличались. В зале сидели члены дружественных делегаций и немного заинтересованных лиц. Утешало то, что это мероприятие действительно Европейского уровня: были представлены 15 коллективов из 15 стран, велась прямая трансляция в страны Европейского Вещательного Союза и присутствовали продюсеры национальных вещательных компаний, для которых собственно и проводилось это действо.
Самые сильные музыкальные впечатления связаны не с самой Ирландией. Если придерживаться нумерологического стиля, первую позицию занимает трио из Германии такого же формата, как «Седьмое Небо» (пианино, духовые, вокал) “Bobo”.
Препарированный рояль, гармонические и саундовые решения, лежащие в области синтеза классической и народной традиции, современного музыкального мышления, прекрасно создают атмосферу декаданса, используя вечные темы любви и смерти. Их выступление было просто глотком свежего воздуха, удивительно, что где-то ещё есть люди, идущие таким же путём, создавая по настоящему новую музыку и музыкальное мышление. И они тоже приехали со своим звукорежиссёром.
Номером два идёт швейцарский квинтет (корнет, кларнет, скрипка, альт, контрабас) “Ils Franzlis da Tschlin” – уже немолодые музыканты, играющие старые польки, мазурки, вальсы и марши. Назван так квинтет в честь знаменитого цыганского музыканта Franz-Josef “Franzli” Waser (1858-1895), жившего в швейцарской деревне Tschlin.
Глядя на них первое, что пришло на ум – это Buena Vista Social Club в швейцарском варианте. Люди, познавшие мудрость, не стремятся к витиеватости, играют прямо, иногда даже скупо, но так органично и так вместе! Такие музыкальные швейцарские часы, старые, добротные и очень уютные!
Хорошие впечатления остались от братьев варягов: шведского трио “Nordic” (мандолина, виолончель и клавишная скрипка) и норвежского “Valkyrien Allstars” (норвежские восьмиструнные скрипки). Прекрасные молодые музыканты, осмысляющие аутентичную этнику в современном ключе. Оба коллектива играют в энергичной манере и, несмотря на акустические инструменты, создают плотный драйв на сцене.
Прекрасно выступили и наши девушки, можно сказать что «Седьмое Небо» – один из сильнейших коллективов, принявших участие в фестивале. У меня возникло такое впечатление, что им было немного тесно в рамках этого мероприятия, они давно переросли всякого рода форматы. Но нельзя сказать, что фестиваль придерживался какого-то формата. Были и эстрадные коллективы, просто практикующие народные мелодии, и коллективы филармонического ключа, и что-то напоминающее студенческую самодеятельность. Было интересно окунуться в тот музыкальный слой, который не представлен в шоу-бизнесе, и который, к счастью, ещё продолжает существовать во всех европейских странах. Я понял, что хорошая национальная музыка, и не обязательно даже фольклор, «там» выживает тоже только благодаря поддержке со стороны. Вот только «там» она почему-то есть, а «тут» её почему-то нет. Девушкам пришлось вывернуться наизнанку в поисках спонсоров, оплативших поездку при полной глухоте со стороны государственных структур и структур «большого» бизнеса. И как всегда: -Да здравствует то, благодаря чему, мы не смотря ни на что! (М Жванецкий).
Продолжаем играть достойную музыку, достойную самого высокого представления.
basil d nissen
ноября 2007
nsk