Нельзя войти в одну и ту же реку дважды
Вчера, 27 октября в кабаре-кафе «Бродячая Собака» города Новосибирска, завершился «Rock On» – конкурс молодых рок-групп, носителем идеи и организатором которого является Борода (Сергей Писаревский – группа «Женщина с Бородой»). Главным призом конкурса была запись 2-х треков в студии «In Out records», также к призовому фонду подключились – магазин «Рок Зона», продюсерская компания «Мегарок» и наше любимое «Специальное радио», ваш покорный слуга сидел в жюри.
Конкурс проходит уже второй год подряд и, в общем, можно подводить какие-то итоги и попробовать заняться классификацией.
Первый и самый главный результат – это то, что Бороде удалось создать схему, в результате работы которой к финишу, вот уже второй год подряд, приходят действительно самые достойные и интересные коллективы. Не будем приводить её здесь, и анализировать – главное она работает!
В финале опять оказались самые яркие представители четырёх основных течений в новосибирской рок-музыке, далее по порядку.
Первое я бы назвал Калькой. Под копирку снимается или снимаются (во множественном числе) образцы англо-американской массовой поп-культуры, часто имеющие к рок-музыке очень отдалённое отношение, и часто далеко не самые лучшие. Во главу угла ставится максимальное соответствие (в 70-е это называлось «снять в ноль»), материал при этом пишется якобы свой, но на самом деле компилируемый (сознательно или несознательно – разницы не имеет) из снимаемых источников. В прошлом году это были «De-Light» (играющие помп/прог метал), в этом году старательно имитирующие «Бонжови» – «Wild Child». Старательности надо отдать должное – чувствовался хороший репетиционный процесс и погружение в материал. Дикие детишки оказались смазливы и кудрявы – внешне всё было мило, местами смешно, местами скучно. Радовала глаз девушка, играющая на розовой электрической гитаре.
Второе можно условно назвать Альтернативой. Условно, потому что здесь хоть и берутся за основу импортные стандарты, но мы наблюдаем стремление к самовыражению и оппозиции мэйнстриму. Музыканты тут, как правило, играют поэнергичней, музыка поинтересней, и за всем этим стоит мировая скорбь. Поют они, как и предыдущие, на «рязанском» диалекте английского, кропая бессмертные вирши в надежде «уделать» наконец-таки лорда Байрона, или на худой конец Боба Дилана. Хотя в прошлом году у представителей данного направления «Merry Grave» наблюдалось некоторое количество и родной речи. В этот раз – это были суровые парни под вывеской «Cut Throat». Методичное «рубилово» очень напоминало слаженный труд бригады лесорубов на просеке – каждый на своём месте, хорошо знает и чётко выполняет возложенную на него задачу. Прямо любо дорого посмотреть. Придать бы всему этому осмысленности в виде внятного вербального посыла, и цены бы им не было.
Если взять за основу терминологию, господствовавшую в русской философии XIX века, то первые два направления можно условно отнести к западникам или русофобам. Одно представляет конформизм, хотя в данном случае это больше похоже на коллаборационизм, другое претендует на нонконформизм или андеграунд. Вторые два течения с такой же схемой можно отнести к славянофильству, хотя бы просто потому, что поют на русском, но на самом деле не только поэтому.
Группа «Ъ» (Твёрдый Знак) исповедует исполнение качественного материала, основанного на хорошей мелодике, уходящей корнями в русскую музыкальную традицию с внятными текстовыми образами, прекрасно дополняющими друг друга. В принципе, это можно назвать поп-линией, в прошлом году представленной группой «Инноэ», но искренность и мастерство музыкантов не позволяют употреблять это испоганенное слово. Если группа не остановится в своём развитии, то мы имеем дело с серьёзным коллективом, в будущем имеющим все шансы на успех, в том числе и коммерческий.
Нонконформисты из славянофилов были представлены практически музыкальными инсургентами – группа «Запрещённый Синдром» заставила вспомнить эксперименты ранних «Пинк Флойд», помноженные на панковскую подачу и левацкую манифестацию. Практически это походило на перфоманс, основанный на музыкальном действии. И, в общем, непонятно было, что от них ожидать. В четвертьфинале, истерично обозвав всех присутствующих «блядями», устроили такой же отрыв от корней. Полуфинал начался милой детской хоровой декламацией, а в финале, отбросив всякие театральные штучки, – они были бесподобны в музыкальном плане. Великолепная ритм секция позволяет спокойно заниматься экспериментами третьему сотруднику. При довольно небольшом наборе примочек он умудрялся сформировать из гитарного звука фантастические картины. Когда, присев на корточки, товарищ работал с дилэем, я всё вспоминал Дэвида Гилмора времён «Помпеи», только сейчас это звучало собранней, агрессивней и выходило на довольно энергичные риффы. И ещё что меня поразило – это донесение текста, несмотря на, казалось бы, сумбурную вокальную линию, прерываемую речитативами, текст был понятен и доступен к восприятию. В общем, не устоял никто из жюри – они стали первыми!
Что можно сказать, подводя итоги, – музыкальная жизнь в городе Новосибирске имеет место быть. И быть на очень хорошем уровне, продолжая рождать достойные внимания проекты. Ещё раз спасибо Бороде, «Бродячей Собаке» и всем, благодаря кому состоялся этот конкурс!
Rock On в контакте: http://vkontakte.ru/club4356755
basil d nissen
nsk
28/10/08