Облепиха в этом году дала необыкновенный урожай, и каждый раз отправляясь купаться, путь пролегал по тропинке между усыпанных ягодами кустов. Берег Обского моря, куда мы выбрались на шашлыки, представлял собой дремучие заросли этого кустарника. Казалось, что находишься посреди заброшенной плантации.
В сборе была практически вся компания, за исключением “Вепря-две палки”. Повод был классический – день рождения – шашлыков было много, на спиртное никто особенно не налегал, море плескалось в 10 метрах, августовское солнце припекало по-летнему и прихваченный музыкальный инструмент не пылился в кустах. В общем, после окончания организационных мероприятий за импровизированным столом сложилась удивительная атмосфера баланса собственно личного кайфа и общего действия. Того баланса, который отличает музыку группы “Женщина с Бородой”.
Когда я впервые увидел это название на афише “Трёх восьмёрок”, оно мне не понравилось. Веяло от него чем-то дешёвым, ярморочно-балаганным. Поэтому первое знакомство состоялось гораздо позже, на дне рождения группы “Тонкий Лори”, в котором принимала участие и вся “женскобородатая” компания. Прочитав на сайте “888”, что клубу требуется фотограф, от нечего делать я предложил свои услуги, и с того момента посещал всё значимые клубные мероприятия.
Первое, что привлекло внимание, когда я увидел группу на сцене, это она – Женщина, сибирская реинкарнация Janis Joplin – Варвара. Правда, она категорически не любит, когда её так называют, и готова отзываться на Варьку. Раскованная, чувственная, уверенная в себе, она не поёт, она живёт в этой музыке настолько органично, что в другой ипостаси её трудно себе представить. Хотя ипостасей у неё ещё достаточное количество, одна из которых, едва ли не более главная, – поэзия. Родилась она и жила до 16 лет на Сахалине: три домика сейсмостанции стояли в самом сказочном сахалинском лесу, и до ближайшей деревни было пять километров. Там и начала писать стихи. О Сахалине Варя может говорить до бесконечности, употребляя всю силу своей поэтической натуры. И даже к более тесному творческому контакту с Бородой толчком послужило то, что он некоторое время жил и работал на родном для неё острове. На этом её лесные приключения не закончились: ещё около 3-х лет она прожила в полухипейной коммуне в тайге, где-то между Кемерово и Мариинском. Путешествовала автостопом, училась на программиста, выходила замуж, перемежая всё это с музыкальными упражнениями. Такой опыт жизни вряд ли позволит влиться в стройные ряды обывателей, дружно марширующих по жизни. А к 30-ти годам, согласно учению возрастной психологии, после поисков друзей, любви и т.д. остро встаёт вопрос творческой самореализации. Где-то в этом районе и произошла историческая встреча Женщины и Бороды, а точнее, летом 2001 года.
Сам Борода – не менее, если не более колоритный персонаж. Своим рождением он тоже обязан сейсмологам, своим родителям, которых в то время занесло аж на Таджико-Афганскую границу, в горный кишлак. Но занесло туда их ненадолго, и всю свою сознательную жизнь Борода прожил в Новосибирске, за исключением 6 лет, проведённых на Сахалине, штурманом дальнего плавания, исплавав за это время весь бассейн Тихого Океана от Сингапура до Новых Зеландий и Южных Америк. Но на корабле, как говорит сам Борода, ему недоставало свежей газеты и кипения жизни. И вот, вернувшись в Новосибирск в 1988 году, он попал в самую гущу кипящих событий: тогда как раз происходило разделение Новосибирского рок-клуба на “чистых” и “нечистых”. Организовывалась профессиональная “Студия 8” куда, естественно, попадали “чистые”, а “нечистые” – молодые панки и прочие весёлые граждане – оставались в клубе. Всё это проходило остро, со взаимными пикировками, вплоть до карикатур и частушечных стихов в самиздатовских газетах и журналах. Песни Борода писать начал ещё на Сахалине и играл в группе, насколько позволяла морская жизнь. А в Новосибирске его уже ждал бывший одноклассник, с которым они и стали вместе играть в одной группе. Поиграв 3 года, Борода на 10 лет повесил гитару на гвоздь, откуда снял её только после встречи с Варварой, сгоряча пообещав ей найти музыкантов под её материал, но, так и не найдя, взялся отдуваться сам как человек отвечающий за свои обещания. Так и начали, акустическим дуэтом, название придумала Варя.
Потом совершенно случайно к ним на пару концертов присоединился юный гитарист Шурик Касперович. Сходив на концерт его группы “плюшевых” панков (“плюшевых”, потому что, несмотря на музыкальную смурь, они оставались весёлыми и задорными, исполняя песенки про Винни Пуха), Женщина и Борода решили взять их всех, несмотря на разницу в возрасте и необходимость объяснять, как надо играть блюз, о котором молодежь не имела никакого представления. А разница в возрасте довольно существенная: на барабанах играет сын Бороды, Кирилл “Вепрь-две палки”. Впрочем, юношеские увлечения молодежь не забросила: Евгений “Свин” клавишник вместе с Шуриком до сих пор практикуют матерный дебил-панк в своей группе “Авиаракета”, делая это по-прежнему весело.
Последнее вливание в группу произошло в 2003 году в виде матёрого басиста, играющего на самопальной безладовой бас-гитаре, Сергея “Гурьевского”. “Гурьевского”, потому что в Новосибирск он приехал из маленького провинциального городка Гурьевск. В середине 90-х, попав в столицу Сибири, он играл в разных группах, сначала на гитаре но, почувствовав тягу к более серьезному инструменту, со временем переквалифицировался, обнаружив недюжинные способности в этой области. Сергей настолько органично вписался с состав, что без него сейчас сложно представить саунд группы “Женщина с Бородой”.
За 3 года молодёжь подтянулась и, как с гордостью заявляет Варя, у них нет лидера. Все принимают участие в творческом процессе, правда, за автором остаётся последнее слово, но, как правило, им не злоупотребляют. Песни рождаются и оттачиваются на репетициях при активном участии всех членов коллектива. В самой группе сложились чисто семейные отношения. Ругаться – так всю посуду перебить, а друг без друга, без музыки долго обходиться невозможно.
Для непрофессионального коллектива у них довольно плотный концертный график: 2-3 концерта в месяц, а по сезону и 5-6. Правда, последнее время всё больше на выезде: Омск, Томск, Кемерово, турбаза Катунь, на очереди Барнаул и т.д. В самом Новосибирске уже почти нет площадок для нормальной живой работы рок’н’ролльных команд. Самое удивительное то, что организацией концертов они не занимаются. Как говорит Борода: “Зовут – играем, не зовут – не играем”. За всё время существования они самостоятельно устроили только 2 концерта: свой день рождения в 2003 году и концерт в фотолаборатории НЭТИ. И всё! Это притом, что у группы нет ни одной студийной записи, про них узнают только благодаря “сарафанному радио”. Со студией у них пока полный затор, хотя готового материала хватит на несколько компакт дисков и новые песни рождаются весьма интенсивно. А ещё мне продемонстрировали пухлую папку, ждущую своей очереди, откуда при случае выдёргивается что-нибудь без всякой системы.
Больше всего мне импонирует то, что люди живут не ради каких-то туманных перспектив, устремляясь туда всеми помыслами, а увлечены тем, что происходит здесь и сейчас. Такой взгляд на жизнь позволяет их рок’н’роллу вырасти до мега размеров. Достигая того баланса собственно личного кайфа и общего действия. А что ещё нужно для рок’н’ролла?
Если мне удастся развернуть студию, то торжественно клянусь преодолеть студийный затор у этой замечательной команды. Кандидат под номером 1 на преодоление студийных заторов в Новосибирске – “Женщина с Бородой”!
basil d nissen
г. Новосибирск
сентябрь 2005
—————————-
Ссылки по теме:
http://bluesrock.narod.ru