Хронические приступы мигрени являлись постоянными спутниками композитора Рихарда Вагнера. Об этом впервые упомянули в своей статье исследователи клиники в немецком городе Киль, специализирующейся на помощи пациентам с хроническими болями. Статья была опубликована в специальном британском издании “British Medical Journal”. По мнению учёных, в самых известных произведениях Вагнера отчётливо проявляется его весьма болезненное заболевание.
Специалист по мигрени и главврач клиники, профессор Хартмуд Гёбель пояснил, что “страдание и боль в музыкальной истории беспрецедентно точно тематизируются и ощущаются во многих местах вагнеровских произведений”. В письмах Вагнера и в дневниковых записях его второй жены Косимы подробно описываются головные боли, которыми страдал композитор. Во время работы над оперой “Зигфрид” Вагнера мучили такие сильные боли, что создание оперы до её полного завершения растянулось на годы.
В качестве подтверждения своего смелого предположения врач приводит первый акт “Зигфрид”. Он начинается с нарастающего рокота, переходящего в пульсирующий, ухающий ритм с резкими звуками молотов. Затем следует крик певца: “Вынужденная мука! Бессмысленные тяготы!” Исследователь болевого синдрома не сомневается, что здесь описывается нарастающий приступ мигрени. По мнению врача, в музыке, такт за тактом можно проследить классическое протекание приступа. Исследовательская группа считает, что имеются целые фрагменты, в которых Вагнер художественными средствами описывает ауру – неврологический синдром, сопровождающий мигрень мерцанием перед глазами. Синдром выражается жужжащей и дрожащей мелодической линией с зигзагообразным эффектом. Частота мельканий ауры при приступах мигрени во время экспериментов в исследовательской лаборатории совпала с выбранным Вагнером темпом музыки.