Согласно исследованиям, проведённым немецкими учёными-музыковедами и эпидемиологами, у профессиональных музыкантов риск поражения слуха в четыре раза выше, чем у среднестатистического человека. Исследование было проведено Институтом Лейбница в Бремене, специализирующимся на исследованиях в области профилактики заболеваний и эпидемий, а также университетами Бремена и Ольденбурга. При этом были обработаны данные 3,2 миллионов застрахованных в трёх немецких больничных кассах, в число которых входили 2.227 профессиональных музыкантов. В течение четырёх лет 238 из них обследовались на предмет ухудшения слуха, причём разница между классической и поп-музыкой не существенна. Так выяснилось, что профессиональные музыканты в 3,6 раза чаще болеют вызванными громкими звуками заболеваниями. Их риск заболеть от постоянного шума тиннитусом выше на 57 процентов.
По словам исследований, это может со временем привести к длительной потере нетрудоспособности. Для предупреждения подобных осложнений рекомендуются ушные аппараты, редуцирующие уровень шума, не приглушая при этом высокие частоты, как это делают обычные беруши. Кроме того, помогают плексигласовые акустические экраны, устанавливаемые перед громкими инструментами в оркестре, например, перед литаврами или трубами. Так, при фортиссимо горна, может возникнуть звуковое давление до 140 децибел, в то время как в предписаниях по безопасности для работодателей, касающихся охране слуха, максимально рекомендован уровень 85 децибел. Кроме того, как считает музыковед Гюнтер Кройтц, надо задуматься об эстетических идеалах продолжительной громкой музыки. Например, оркестры стоит сократить до объёмов, которые существовали во времена Бетховена.