Как доказывает новое исследование американского учёного Nicholas Spitzer, прослушивание классической музыки не оказывает никакого воздействия на способность к обучению и повышение работоспособности человеческого мозга. Так называемый “Эффект Моцарта” стал популярен после того, как группа исследователей Университета Калифорнии провела в 1993 году соответствующее IQ-тестирование группы испытуемых. Студенты, которые перед проверкой уровня интеллекта несколько минут слушали музыку Вольфганга Амадея Моцарта, тогда в среднем показали лучший результат, чем остальные участники теста. С тех пор результаты теста и само его проведение неоднократно подвергались критике. Ещё в 1999 году психолог Christopher Chabris провёл собственное исследование влияния классической музыки на человека и установил, что она не оказывает никакого влияния на повышение умственных способностей. Шотландские исследователи из университета Glasgow Caledonian University, наоборот, доказали, что такой эффект возможен от прослушивания рок-музыки. В 2006 году они провели эксперимент, во время которого испытуемые попеременно слушали Вторую симфонию Бетховена и рок-композицию. Исследования Nicholas Spitzer теперь снова подтверждают, что классическая музыка не повышает когнитивные способности человека. И хотя это в определённом смысле разочаровывает, доказано, что учение является решающим фактором для развития функций мозга. Прежде всего, одновременное чтение нот и исполнение музыки позитивно сказывается на повышении работоспособности.