В пятницу, 26 сентября 2008 г. в 19:00 в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится премьера нового сочинения Юрия Каспарова «Прелюдия, Токката и Фуга».
Цикл Прелюдия, Токката и Фуга написан в 2008 году специально для блистательного российского фортепианного дуэта Мона Хаба и Михаил Дубов. 16-ти минутный цикл реализует идею «хаос – логос – космос» в аспекте современного музыкального пространства.
Прелюдия экспонирует те элементы музыкального письма, которые позже используются в Токкате и в Фуге, а именно гексахорд, имеющий специальную, рассчитанную на перспективу дальнейшей эволюции структуру, и определённый набор ритмоформул. Временное развёртывание экспонированного в Прелюдии материала осуществляется абсолютно импровизационно. Любопытно заметить, что «хаос» Прелюдии является наиболее консонантной частью цикла, эстетически близкой к импрессионизму.
Токката строится на диаметрально противоположных принципах. Начальный гексахорд «достраивается» до симметричной 12-тоновой последовательности, а ритмические элементы укладываются в жёсткие формулы, которые, не меняясь, работают от начала до конца. Строго говоря, в партии каждого пианиста присутствует своя формула, и их разные длительности при идентичности «строительного материала» и при перманентном репродуцировании определяют почти физически ощутимые биения. Токката является алгоритмической пьесой, где нет ничего случайного, и где развитие музыкального материала по звуковысотной и ритмической координатам музыкального пространства предопределено изначально и осуществляется с машинной точностью.
Музыкальное пространство Фуги более многомерно в первую очередь за счёт динамики, тембра и многослойной фактуры. Здесь представлен сложный «живой» организм, в организации которого используются принципы Токкаты, но, если говорить о дальнейшем развитии изложенного в Прелюдии материала, опирающиеся на логику более высокого порядка. Фуга серьёзнее, чем Прелюдия и Токката, отличается от своих многочисленных «предшественниц» (у фуг эпох барокко, классицизма, романтизма и авангарда плюс неоромантизма ХХ века, несмотря на разное отношение композиторов к гармонии и к тональности, всё-таки очень много общего!). Достаточно сказать, что обе её темы в каждом следующем проведении подвергаются постоянной мутации, и узнавание тем «на слух», таким образом, становится практически невозможным. Другим шагом в сторону от хорошо знакомых канонов является то, что каждый из четырёх облигатных голосов (а Фуга является принципиально четырёхголосной) периодически на более или менее короткое время «перерождается» в сложный многоголосный комплекс, внутри которого происходят свои полифонические процессы.
Концерт состоит из трех отделений. Кроме сочинения Юрия Каспарова в концерте прозвучат:
Дьёрдь Лигети – Три пьесы для двух фортепиано (monument.selbstportrait.bewegung)
Олег Пайбердин – Багатель для фортепиано
Лючано Берио – Соната для фортепиано (2001)
Джон Кейдж – Сюита для игрушечного фортепиано