15 марта 2007 года в 19 часов в Театральном зале Московского Международного Дома Музыки состоится премьера проекта "Колыбельная Москве". Репортаж об этом событии читайте в следующем выпуске новостей. А сейчас несколько слов об этом уникальном проекте.
"Колыбельная Москве" – необычный синтетический проект. Он объединяет не только разные направления искусства – инструментальную и электронную музыку, мультимедиа, современную электронную сценографию, – но также возвращает в жизнь незаслуженно забытый шедевр искусства начала ХХ века, а именно, документальный фильм Михаила Кауфмана и Ильи Копалина "Москва", созданный в далеком, 1927 году.
Принцип работы над проектом использует актуальные творческие методы, истоки которых лежат в 20-х годах прошлого столетия. Это коллективное создание произведения искусства. Уместно вспомнить, что с 1925 по 1929 года в Москве существовало творческое содружество "Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории" (Проколл), успешно создававшее коллективные сочинения. В сегодняшнем проекте "Колыбельная Москве", приняли участие четыре московских композитора, которые представляют различные поколения и стилевые направления современной отечественной музыки. Это Юрий Каспаров, Дмитрий Курляндский, Кирилл Уманский и Антон Софронов.
Работа над проектом предусматривала глубоко современные методы с использованием новейших электронных и, в частности, интерактивных технологий, возникших в последние годы. Это связано с последними достижениями в области синтеза искусств, что в свою очередь подразумевает взаимодействие специалистов в самых разных областях искусств. Конечным итогом проекта, стала цельная художественная работа, в том смысле, как её понимали символисты, постсимволисты и футуристы – Кандинский, Кульбин и другие.
Знаменательным является и тот факт, что проект "Колыбельная Москве", посвящен сразу двум крупным юбилеям: 860-летию Москвы и 80-летию создания фильма "Москва". Так что осуществленный проект – это мост, соединяющий разные сферы искусства через пространство и время. Документальный фильм "Москва" был создан известными российскими операторами и режиссёрами Михаилом Кауфманом и Ильёй Копалиным в 1927 году. По аналогии с немецким фильмом того времени "Симфония большого города", он имеет ту же схему развития сюжета – утро, день вечер, ночь и снова утро Москвы.
Это абсолютно, честная и, в отличие от многих фильмов, созданных позже, не пропагандистская лента, рассказывающая нам о жизни нашей столицы периода НЭПа. В фильме нет постановочных кадров. Это фильм-репортаж, в котором присутствует много необычных для сегодняшнего дня эпизодов. Перед нами улицы Москвы, её магазины (очень забавно, к примеру, видеть крестьян, оживлённо толкущихся у прилавков Елисеевского гастронома!), люди, производство, члены правительства, аттракционы… Что-то оказалось вечным и сохранилось по сей день, и по этим чертам мы легко узнаём наш город спустя 80 лет. Перемены, конечно, огромны, и не всегда просто дать оценку тому, что изменилось к лучшему, а что к худшему.
Своей музыкой композиторы, всемерно подчёркивают это обстоятельство и дают как бы свой комментарий, выражая своё отношение к политическому аспекту фильма. Это одна из задач, которую композиторы ставили перед собой, обращаясь к фильму сегодня и сопровождая или, точнее, комментируя и обогащая его музыкой написанной сегодня, и средствами мультимедиа. Более серьёзное изучение фильма доказывает, что в нём достаточно много символистских кадров и зашифрованного – очень сложного и неоднозначного – отношения авторов фильма к Москве, строящей социализм.
Не менее важно и то, что фильм продолжает традиции великого российского оператора и режиссёра – новатора Дзиги Вертова. Не случайно фильм "Москва" был создан Михаилом Кауфманом – братом Дзиги Вертова и Ильёй Копалиным – одним из наиболее ярких и талантливых учеников Вертова. Историки кино признают, что фильм "Москва" имеет не меньшее художественное и историческое значение, как, скажем, упомянутая нами "Симфония большого города". И тем острее была необходимость вывести фильм "Москва" из забвения и дать ему новую жизнь.
Одна из целей, как уже было сказано, – вновь вернуть широкому зрителю шедевр российского киноискусства 20-х годов, усилить интерес к нашей истории и, в частности, к нашему документальному кино. Не менее важным является следующий шаг в развитие синтеза искусств. Смысл этого шага в увеличение координат художественного пространства (видеоряд – "фильм", видеоряд – "электронная сценография", музыкальный ряд – электронный аудиоряд, шумовой аудиоряд – средства мультимедиа и др.) и пространственная организация взаимодействия всех компонентов в единый органичный комплекс, смысл которого – донести до широкой аудитории идеи авторов проекта.
Музыка, которая прозвучит во время демонстрации фильма, будет исполняться "живым" ансамблем солистов. Во время исполнения будут использоваться не только традиционные акустические инструменты, но и электронные и компьютерные устройства, которые станут равноправными участниками ансамбля, благодаря специально написанным для данного проекта компьютерным программам. Видеоряд не исчерпывается собственно фильмом. Особо важные кадры и эпизоды фильма будут запоминаться компьютером, преобразовываться специальным образом и вступать во взаимодействие с оригинальным изображением. Цель этого необычного на первый взгляд приёма – усилить особо важные с идейной точки зрения аспекты фильма, а также особо подчеркнуть черты нашего города, сохранившиеся до наших дней и не потерявшие актуальности.
Музыка в кино, равно как и соотношение аудио и видеоряда – области до сих пор малоизученные. Несмотря на то, что приблизительно за сто лет своего существования искусство кино накопило немалый опыт, серьёзной литературы, исследующей музыку в кино и связь "звучащего" с картинкой на экране, очень мало, и, в общем, она пока ещё достаточно поверхностна. Это говорит о том, что накопленный опыт не является достаточным, и данный проект призван внести свой вклад в эту область искусства.
Наталья Бонди