В Москве произошло очень интересное событие. 15 марта в Международном Доме Музыки состоялась премьера мультимедийного проекта под названием «Колыбельная Москве». «Музыкальный контрапункт» четырех московских композиторов Юрия Каспарова, Дмитрия Курляндского, Кирилла Уманского и Антона Сафронова в исполнении Московского Ансамбля Современной Музыки, дирижер Алексей Виноградов сопровождал показ документального фильма «Москва» (1927 г) Михаила Кауфмана и Ильи Копалина . Кроме живой музыки, были использованы записанные ранее шумы и разнообразные эффекты. А на экране помимо старого черно-белого фильма, воспроизводились очень интересные реконструкции… (мультимедийный проект Ольги Кумегер). Думаю, подобного не видел раньше никто. Фильм производит ошеломляющее впечатление. Снятый 80 лет назад в 10-ю годовщину октябрьского переворота, фильм буквально переворачивает душу. Мы узнаем знакомые места Москвы, видим, как она изменилась, потеряв свое очарование, но может быть, приобретя новое лицо. Авторы хотят показать, как стало хорошо, а мы с ужасом видим, что произошло и, что нас ждет впереди…. Как пишет один из авторов проекта, – «Это документ, запечатлевший и донесший до нас атмосферу времени, отношение к этому времени выдающихся художников-интеллектуалов и, как следствие, дающий нам ключ к пониманию истоков многих современных российских проблем. Музыка не иллюстрирует изображение, а осмысливает увиденное. Это и комментарий к фильму, и отношение к нашей стране 20-х годов сквозь призму всего случившегося за прошедшие десятилетия. Музыка здесь отнюдь не иллюстративна, как это обычно бывает в кино. Она создаёт новое идейно и эмоционально равнозначное по отношению к визуальному ряду измерение со своей символикой и со своими философскими обобщениями. Фигурирующая в названии проекта Колыбельная подчёркивает временную дистанцию между созданием фильма и созданием музыкального контрапункта и также декларирует основную идею эмоционального строя музыки.
Музыкальный контрапункт имеет два основных пласта. Первый использует виртуальный оркестр и препарированные с помощью современных компьютерных программ реальные шумы. Второй пласт – «живая» музыка, исполняемая в реальном времени солистами Московского Ансамбля Современной Музыки во время демонстрации визуального ряда. Оба пласта органично дополняют друг друга, создавая новое «третье» качество. Все четыре части музыкального контрапункта прослаиваются мультимедийными интермедиями, вмонтированными в фильм».
Идея музыкально прокомментировать документальный фильм пришла в голову замечательному человеку – Науму Клейману, директору музея кино. Он предложил эту идею композитору Юрию Каспарову, который с воодушевлением поддержал ее, и пригласил для работы еще трех композиторов. Фильм «поделили» на четыре примерно равные части, и каждый работал самостоятельно с изображением. Для Юрия Каспарова и Дмитрия Курляндцева это не первый подобный опыт, год назад они уже принимали участие в проекте «Свет- Символ- Звук», а для Антона Сафронова это была первая работа над совместной партитурой, и он считает, что опыт удался: «Работать было очень интересно, и получилась удачная четырехчастная форма».
Краткие биографии участников проекта «Колыбельная Москве»:
Юрий Каспаров (1955) родился в Москве. Окончил Московский Энергетический институт в 1978 и Московскую государственную консерваторию по классу композиции в 1984. В 1991 окончил аспирантуру при Московской консерватории по специальности «композиция» у Эдисона Денисова. С 1984 по 1989 работал главным музыкальным редактором на Центральной студии документальных фильмов. В 1990 организовал Московский Ансамбль Современной Музыки и стал его художественным руководителем. Лауреат Всесоюзного конкурса композиторов (первая премия, 1985), Международного конкурса композиторов Guido d’Arezzo в Италии (первая премия, 1989), Международного конкурса композиторов Henri Dutilleux во Франции (Гран При, 1996). Произведения Ю. Каспарова широко исполняются во многих странах мира, часто включаются в программы престижных международных фестивалей, таких как «Frankfurtfest» (Германия), фестиваль французского радио «Presences», «Tokyo Summer Festival», «Варшавская Осень» и других. Ряд произведений написан по заказу известных солистов, исполнительских коллективов и фестивалей, среди которых Ensemble Modern, Французское радио совместно с Французским институтом аудио-визуальных проблем, международный фестиваль Tage fur Neue Musik Zurich и другие. Имеет авторские компакт-диски, выпущенные в России, Великобритании, Франции и Японии.
Дмитрий Курляндский (1976) родился в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию и аспирантуру. Принимал участие в мастер-классах многих российских и зарубежных композиторов. Сочинения были отмечены на конкурсах в России, Франции, Англии. В 2003 стал победителем международного конкурса Gaudeamus в Голландии. Музыка Д. Курляндского регулярно звучит в концертах и на фестивалях во многих городах России, в странах СНГ, в Германии (Берлинский и Дрезденский фестивали, Schleswig-Holstein, Донауэшинген и др.), Голландии (Gaudeaumus), Англии, Австрии (фестиваль Аспект), Франции, Финляндии (Musica Nova и Time of Music), Польше (Варшавская Осень), Японии, транслируется на радио во всем мире. Композитор сотрудничал с такими дирижерами, как Владимир Федосеев, Теодор Курентзис, Владимир Зива и др. Среди исполнителей – ведущие российские и европейские оркестры и ансамбли. Курляндский получал заказы от многих Российских и европейских фестивалей, ансамблей, фондов. Часть сочинений издается Le Chant du Monde и Jobert. Основатель и главный редактор первого в России журнала, посвященного современной музыке – “Трибуна Современной Музыки”. Один из основателей группы композиторов Сопротивление Материала (СоМа)
.
Кирилл Уманский (1962) родился в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию по классу композиции в 1986 и по классу органа в 1992. Произведения К. Уманского исполняются на фестивалях «Московская осень», «Московский форум», “Альтернатива”, “Музыка друзей”, “Российская Академия” и других форумах. Его музыка звучит в странах дальнего и ближнего зарубежья – в Австрии, Голландии, Норвегии, Швеции, США, Южной Корее, Белоруссии, Украине и других.В 2002 Кирилл Уманский стал лауреатом Международного конкурса в г. Саарлуис, Германия (3-я премия за пьесу “Остров Валаам” для органа, литавр и вибрафона). В настоящее время преподаёт на кафедре инструментовки Московской консерватории. С 2003 является секретарем Союза композиторов России. Творческий диапазон композитора широк – он пишет хоровые, оркестровые, камерные и вокально-инструментальные сочинения, а также музыку к кино- и телефильмам и многочисленные песенные аранжировки.
Антон Сафронов (1972) родился в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию по классу композиции Эдисона Денисова. Лауреат первых премий на конкурсе в Москве (1 международный конкурс молодых композиторов им. Юргенсона) и Безансоне (Франция). Стажировался в Германии у Вальтера Циммермана и Вольфганга Рима. Был стипендиатом Берлинского Сената по культуре, Юго-Западного Рдио Германии и др. Преподает на кафедре композиции Московской консерватории, входит в группу молодых росийских композиторов Сопротивление Материала (СоМа), является членом редколлегии журнала "Трибуна Современной Музыки". Сочинения А. Сафронова звучат в России. странах Европы и СНГ, в том числе на международных фестивалях ("Московская Осень", Gaudeamus в Амстердаме, Дрезденские Дни современной музыки, "Время Музыки" в Виитасаари и др.). Среди исполнителей – Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Национальный оркестр Лилля (Франция), Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ), Ensemble Modern (Франкфурт).
Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) основан в марте 1990 года композитором Юрием Каспаровым при поддержке лидера новой российской музыки Эдисона Денисова. Ансамбль объединил лучших московских солистов-виртуозов, чьи имена известны во всем мире. В репертуаре коллектива – произведения российских и зарубежных композиторов, представляющие все направления современного музыкального искусства, а также практически вся камерная музыка от барокко до авангарда. Помимо концертов в Москве МАСМ много гастролирует по России – на сегодняшний день он представил различные программы более чем в 40 российских городах. Его имя широко известно также за пределами нашей страны – коллектив принимал участие во многих престижных концертах и фестивалях в Австрии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Польше, Румынии, Словакии, Турции, Франции, Чехии, Японии, а также на Украине, в Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Узбекистане. МАСМ записал около 40 компакт-дисков для ведущих лейблов Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии, в том числе “Harmonia mundi”, “Meldac”, “Olympia”, “Donemus”
Ольга Кумегер после окончания архитектурного факультета Новосибирского строительного института и аспирантуры Всесоюзного института истории и теории архитектуры и градостроительства создала авторский курс преподавания компьютерной графики. Художник и преподаватель компьютерной графики. Автор ряда музыкальных фильмов в стиле видеоарта, интерактивных перформансов и спектаклей, представленных на международных фестивалях в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Сеуле, Монако, Дрездене, Стокгольме и др. В спектаклях Ольги Кумегер используются современные технологические возможности компьютерной графики, видеоарта, видеопоэзии, а также последних тенденций в танце, сценическом костюме и сценографии. В 2006 вместе в Московским Ансамблем Современной Музыки реализовала мультимедийный музыкальный спектакль "Свет-Символ-Звук"
Наталья Бонди