rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

200 лет со дня рождения композитора Фридриха Киля


Немецкий композитор Фридрих Киль (Friedrich Kiel) родился 7 октября 1821 года в небольшом городке Пудербахе, неподалеку от Зигена Рейнской провинции в семье школьного учителя. Его большой интерес к музыке еще в раннем детстве нашел поддержку со стороны отца, который был неплохим музыкантом-любителем. Через некоторое время, немного подросший ребенок с блеском стал довольно часто выступать в семейном кругу, виртуозно играя на скрипке. Весть о талантливом мальчике разнеслась по округе, и местный князь Карл Витгенштейн-Берлеберг решил помочь талантливому ребенку, и начал с того, что сам стал учить его игре на скрипке. Прошел всего лишь год и Фридрих уже смог исполнить сложнейший в техническом отношении концерт Виотти, и в качестве скрипача начать выступления в составе княжеского оркестра.

Фридрих Киль

К этому времени относится и создание первых сочинений Фридриха – нескольких вариаций для скрипки с оркестром. С 1838 года Киль начал заниматься теорией музыки под руководством Каспара Куммера в Кобурге. Через два года девятнадцатилетний музыкант был приглашен концертмейстером капеллы и учителем детей князя Витгенштейна-Берлеберга.

Исправно исполняя свои обязанности, Киль, вместе с тем, уделял много внимания сочинению музыки. До 1842 года он написал две увертюры – h-moll и C-dur, несколько вариаций и фантазий для фортепиано, скрипки и гобоя, одну кантату, четыре фортепианных сонаты, несколько пьес для фортепиано и множество песен и хоровых сочинений.

В 1842 году, по протекции князя Витгенштейна-Берлеберга, король Фридрих-Вильгельм IV назначил композитору Килю стипендию, и он отправился в Берлин пополнять музыкальные знания у крупнейшего по тем временам педагога Зигфрида Вильгельма Дена.

Следует здесь заметить, что Ден, тогда один из лучших в Европе музыкальных теоретиков, еще в 1840 году издал свой труд “Theoretisch – praktische Harmonielehre”, ставший самым востребованным учебным пособием по гармонии. Причем, скорее всего, начало этому печатному труду положили собственноручно написанные Деном еще в 1833 году специально для одного из первых своих выдающихся учеников – М. И. Глинки — четыре тетрадки, заключавшие, как вспоминал потом русский композитор в своих «Записках», «науку гармонии, или генерал-бас, науку мелодии, или контрапункт, и инструментовку». Там же он писал, — «Ден не только привел в порядок мои познания, но и идеи об искусстве вообще. С его лекций я начал работать не ощупью, а с сознанием».

Вот такого учителя избрал для себя молодой немецкий композитор Киль в стремлении познать все тонкости музыкального искусства. Около двух лет занятий с Деном позволили Килю глубоко и основательно изучить композицию и строгий контрапункт. За это время, под руководством учителя, он написал несколько канонов и фуг. Произведения были благожелательно встречены берлинской публикой, а автор приобрел известность замечательного уникального контрапунктиста. Он решил теперь окончательно поселиться в Берлине и продолжить активно сочинять музыку.

В 1862 году хоровым обществом Юлиуса Штерна, одного из основателей Городской консерватории в Берлине, был исполнен первый, написанный Килем, реквием. Высокое мастерство композитора, проявленное при создании этого произведения, с благодарностью было отмечено современниками. В 1865 году Фридриха Киля избрали в члены академии искусств. Еще через год он стал вести класс теории композиции в консерватории Ю. Штерна. С приходом известного музыканта значительно возрос престиж этого учебного заведения.

В 1870 году, с основанием берлинской королевской консерватории, Киль занял в ней место преподавателя теории музыки и одновременно был избран в члены сената академии художеств. Среди выдающихся учеников Киля был крупный польский композитор Игнац Падеревский.

Обращаясь вновь к творчеству Фридриха Киля, необходимо отметить, что главным достижением композитора на музыкальном поприще стали его большие вокальные сочинения. Это два реквиема – ор. 20 f-moll и ор. 80 As-dur , “Missa Solemnis”, “Stabat Mater”, оратории «Христос» и «Вифлеемская звезда», 130-й псалом, для голосов соло, женского хора и оркестра и “Te Deum”.

Фридрих Киль

 


Warning: Undefined variable $user_ID in /home/p508851/www/specialradio.ru/wp-content/themes/sr/comments.php on line 40

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.