Публикуемый альбом уникальных рисунков середины 19 века авторства художника Владимира Седова, собранных под названием «Виды новгородских церквей», очень важен с точки зрения историко-архитектурной ценности, поскольку с его помощью мы становимся обладателями этой обширной и точной программы, которую художник смог «ухватить»: круг городских и пригородных памятников показан так, что создается эффект присутствия на улицах полупустого города и холмах его окрестностей, подобный тому, какой достигается с помощью фотографии или даже видеосъемки. Художнику удалось передать впечатление сопричастности к десяткам храмов, спокойных и гордых свидетелей истории.
Мы застаем памятники Новгорода в тот период, когда их еще не «видят», не различают в них признаки того или иного века или стиля. Здания пока предстают как единообразные, хотя и имеющие индивидуальные черты, свидетельства древности. Первоначальный облик большинства храмов трудно узнать под штукатуркой, под поздним — барочным или ампирным — декором. Многочисленные детали и формы, свидетельствующие о последующих доделках: надкладки под крышами, колоколенки, звонницы, крыльца — все это действует как фольклорный материал, ценный как сам по себе, так и для соотнесения современного облика памятников с их видом до позднейших изменений и реставрации, предстающим на листах альбома.
Очень важны детали — раскрашенные изображения фресок на фасадах, закладные кресты, ниши. Это в равной степени значимо и для ныне исчезнувших памятников, и для памятников сохранившихся, отреставрированных, но утративших эти детали. Особенно ценны изображения храмов, не дошедших до наших дней: церкви Лазаря (1451 год), церкви Михаила Архангела на Прусской улице (XIII–XVII века), Кириллова монастыря (XII–XVIII века), церкви Андрея Юродивого на Ситке (1371 год) и других. Не менее важны изображения икон и настенных росписей, получившиеся в целом не так удачно, как архитектурные рисунки, но ценные потому, что многие фрески уже просто не существуют, разрушены, и если мы и знаем о них по фотографиям, то по черно-белым, а изображения в альбоме дают возможность увидеть их в цвете. «Виды новгородских церквей» — это новое окно в прошлое, свидетельство ценнейшее и замечательное. Альбом древностей Новгорода, созданный незадолго до 1862 года, только обретен, но уже сейчас ясно, что он принадлежит к важнейшим памятникам ранней художественной археологии, касающимся русских древностей.