Русский композитор Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семье тобольского губернатора. Семья происходила из старинного дворянского рода и оставила немало славных страниц в истории нашей родины. Детские годы ребенка прошли в Тобольске, где он получил прекрасное начальное образование. Замечательной семейной традицией было серьезное увлечение музыкой. Постоянным и обычным развлечением здесь были домашние концерты, в которых принимал участие неплохой оркестр крепостных музыкантов, а в качестве солистов выступали местные музыканты – любители. Все это, безусловно, влияло на музыкальное развитие мальчика с самых ранних лет, и, не случайно, музыка навсегда стала одним из его любимых занятий.
В 1804 году семья Алябьевых переехала в Москву, и с этого времени маленький Саша стал активно и с удовольствием учиться музыке. Его учителем стал известный композитор и педагог И. Г. Миллер. Он познакомил юношу с классической музыкой, уделяя особое внимание произведениям Гайдна и Моцарта. Позднее занятия были продолжены с любимцем московского высшего света, прекрасным пианистом и педагогом, ирландским композитором Джоном Фильдом.
С началом Отечественной войны 1812 года, когда огромная армия Наполеона I вторглась в Россию, Александр Алябьев вступил добровольцем в гусарский полк. Храбрый офицер стал участником многих сражений русской армии, был неоднократно ранен и за боевые заслуги награжден несколькими орденами. Участие в действиях партизанских отрядов сблизило его с Денисом Давыдовым, дружба с которым осталась на всю жизнь.
После окончания войны Алябьев начинает активно заниматься сочинением музыки. В основном это романсы на стихи Пушкина и Жуковского.
Некоторое время он живет в Петербурге, где вступает в кружок драматурга Н.И. Хмельницкого. Здесь он сближается с поэтом – декабристом А.А. Бестужевым, знакомится с молодыми поэтами и писателями. А организатор декабристского кружка «Зеленая лампа» Н.В. Всеволожский становится близким приятелем Алябьева. В 1822 году на петербургской сцене с большим успехом проходит комическая опера композитора «Лунная ночь, или Домовые».
В 1823 году Алябьев надолго переезжает в Москву, где продолжает активно участвовать в музыкальной жизни. Он выступает в концертах, ставит здесь свою оперу – водевиль «Деревенский философ» и совместно с инспектором московских театров, композитором Верстовским и дирижером Ф.Е.Шольцем, создает аллегорический пролог «Торжество муз» по случаю открытия нового здания московского Большого театра 6 января 1825 года. По свидетельству московских газет того времени, «… пролог был с восхищением встречен театральной общественностью».
Вскоре после этого триумфа творческая деятельность композитора резко оборвалась. Всему виной оказалась давняя страсть композитора к картежной игре. Вообще же надо сказать, что Алябьев отличался жестким и вспыльчивым бойцовским характером. И вот во время игры в карты в доме Алябьева, умер помещик Т.М. Времев. Композитору было предъявлено обвинение в его убийстве. Он был взят под стражу и заключен в тюрьму. Три года продолжалось следствие. Пристальное внимание правительства к этому делу и позиция императора Николая I, который неоднократно и настойчиво отклонял все просьбы о смягчении участи попавшего в беду композитора, становиться понятной, если учесть, что Алябьев был человеком, близким к декабристским кругам, и именно поэтому, никакого снисхождения к его участи быть не могло.
Приговор, вынесенный в 1828 году, предписывал опальному ссылку в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания.