rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

День рождения композитора Клода Дельвенкура


Французский композитор Клод Дельвенкур (Claude Delvincourt) родился в Париже 12 января 1888 года. В четырехлетнем возрасте его уже так влекло к музыке, что он пытался копировать услышанные аккорды по автомобильным гудкам. Мать подарила ему маленькую шарманку, и теперь он любил бегать к роялю и подбирать мелодии, повторяя их с удивительной точностью. К пяти годам Клод начал импровизировать на рояле. Отца совершенно не интересовала музыка, и по воспоминаниям, свой музыкальный дар ребенок получил от деда, хорошего музыканта. Другом семьи был композитор Леон Белльман, который стал понемногу обучать ребенка музыке, правда мать протестовала, считая, что начинать обучение сына музыке нужно не раньше семи лет. Тем не менее, даже без занятий, Клод без труда подбирал на рояле все, что играла мать в четыре руки с композитором.

Клод Дельвенкур
Позднее мальчик начал музыкальные занятия с другим французским композитором – Анри Бюссе. Клод изучал с ним гармонию и постигал науку фортепианной игры. Занятия шли успешно, но теперь отец стал противиться серьезным занятиям сына музыкой, считая, впрочем, как и многие вокруг, что он должен изучать право.
Но Клод настоял на своем, и в 1908 году поступил в Парижскую консерваторию, в класс композиции и контрапункта Шарля Видора. Через пять лет молодой музыкант представил на соискание Римской премии кантату «Фауст и Елена» на сюжет второй части «Фауста» Гёте, и получил вторую Большую Римскую премию. Вскоре, по существующей традиции, Дельвенкур прибыл в Рим на виллу Медичи, чтобы заняться сочинением музыки.
Но этому не суждено было сбыться. В Европе неожиданно разразилась война 1914 года, и композитор Клод Дельвенкур пошел на фронт добровольцем. Два года доблестно сражался в действующей армии музыкант, но в 1916 году в бою под Аргонной разорвавшийся вблизи снаряд вывел его из строя. Он получил серьезное ранение в голову и ноги и возвратился в Париж с черной повязкой на левой глазнице и на костылях.
Прошло несколько лет, и лишь в 1919 году Дельвенкур возвратился, наконец, на виллу Медичи.
Среди первых произведений композитора, созданных в это время серия фортепианных пьес «Боккачерия», которую впоследствии он переработал в оркестровую сюиту «Портреты Декамерона». Затем последовали: вокальный квартет, струнный квартет, симфоническая поэма «Тифаон» и несколько песен на стихи японских поэтов.
В 1925 году композитор закончил работу над балетом «Приношение Шиве». Музыка вскоре была исполнена в концерте Страрама, и вызвала бурную реакцию публики, которая нашла в ней элементы погони за сенсацией, имея ввиду применение в сочинении атональной техники.
С 1931 года Дельвенкур становится директором консерватории в Версале. Его деятельность на этом посту не мешала ему сочинять музыку. Он создает танцевальную сюиту для оркестра – «Венецианский бал» и пишет музыку к ряду спектаклей парижских драматических театров. В 1938 году в Версале была впервые поставлена его опера-буфф «Женщина с бородой», написанная на либретто Андре де ла Тураса. Довольно легкомысленный сюжет и изобилующая неожиданными пародийными приемами и экзотическими эпизодами в восточном духе музыка оперы способствовали успеху постановки.
В 1941 году Дельвенкур занял пост директора Парижской консерватории. В это трудное время нацистской оккупации он отстоял консерваторских учеников от обязательной службы в Германии. Дельвенкур создал «Оркестр студентов консерватории», что дало возможность надолго отсрочить отъезд учеников в Германию. Когда же противостоять этому стало невозможным, он потребовал от них немедленно уйти в подполье. Сам композитор тоже успел укрыться от ареста, и до освобождения Франции от нацистов тоже был в подполье, а созданный им тогда «Оркестр студентов консерватории», продолжал свою жизнь и после войны и пользовался большим успехом.
После изгнания немцев из французской столицы Дельвенкур вернулся на пост директора консерватории. Теперь он стал писать меньше, отдавая много времени работе, но в 1948 году на сцене театра в Оранже была поставлена его опера «Царь Эдип». В том же году на сцене Гранд-Опера в Париже появилось его самое значительное произведение – опера «Люцифер» — по либретто Рене Дюмениля. Написанная в годы войны, опера рисует драму Каина, поддавшегося искушению дъявола и убившего своего брата. В ней можно найти черты символики, связанные с трагическими событиями войны и оккупации родины композитора.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.