Екатеринбургский театр оперы и балета завершает свой 105-й театральный сезон 7, 8 и 9 июля большой балетной премьерой и посвящает ее российской хореографии – ее истории и завтрашнему дню.
Среди трех новинок – реконструкция старинного балета и две работы, сочиненные только что.
Первое отделение – классическое.
«Наяда и рыбак. Сюита» – избранные фрагменты балета на музыку Цезаря Пуни. Впервые балет был поставлен балетмейстером Жюлем Перро в Лондоне и затем перенесен в Петербург. Там в 1892 году его возобновил Мариус Петипа, а в 1903-м вернул на сцену Александр Ширяев. Версию Ширяева и представит в Екатеринбурге балетмейстер Юрий Бурлака – всемирно признанный знаток музыки и хореографии русского балетного театра XIX столетия.
«Наяду» можно назвать младшей сестрой «Сильфиды» и «Жизели»: все эти балеты принадлежат эпохе романтизма и проводят главную романтическую идею – столкновение реального и фантастического. Сюжет прост: морская дева Наяда влюбляется в рыбака Маттео, у которого есть невеста. Уральский зритель увидит три большие сцены из балета: появление Наяды и ее дуэт с Маттео, деревенский праздник, танец Наяды со своей тенью. Над оформлением сюиты работают художник по декорациям Андрей Войтенко и художник по костюмам Татьяна Ногинова. Петербургские мастера знакомы зрителям нашего театра по классическим версиям «Лебединого озера» и «Жизели».
По словам Татьяны Ногиновой, одной из самых трудных к исполнению вещей, потребовавшей большого мастерства сначала от портных, а затем и от костюмеров, станет, собственно, костюм главной героини, которой прямо на сцене предстоит «превратиться» из русалки в живого человека.
«Такие трюки часто происходят в цирке, где мы можем увидеть, как в какие-то доли секунды роскошные женщины переодеваются из красного платья в зеленое, а из зеленого в фиолетовое. Однако такие фокусы практически никогда не случаются в балетном театре», – подчеркнула она.
Такое превращение – не просто украшение спектакля, это требование сюжета. Полюбив рыбака, живого человека, Наяда понимает, что ей никак не добраться до него в том обличии, в котором она находится по своей природе. Тогда она уговаривает повелительницу моря превратить ее в живую девушку. Ундина приходит на сельский праздник, начинает танцевать с деревенскими девушками… Новообращенная в девушку Наяда обнаруживает, что теперь у нее есть тень, начинает с ней играть, – рождается удивительный по красоте танец.
Два других балета созданы по заказу Екатеринбургского балета участниками хореографических мастерских «Dance-платформа».
Солист театра Игорь Булыцын, лауреат Национальной премии “Золотая маска” 2017 за лучшую мужскую роль, пробующий силы как хореограф, представит «Увертюру».
В качестве музыкальной основы избрана увертюра Антонио Сальери к опере «Катилина».
Петербургский хореограф Софья Лыткина поставит «Па де катр» на музыку Концерта для четырех клавиров с оркестром Иоганна Себастьяна Баха.
Две работы составят одно отделение вечера.
Сюита из «Наяды и рыбака» пройдет в сопровождении симфонического оркестра Екатеринбургского театра оперы и балета. Дирижер-постановщик – Алексей Богорад.