На представленной гравюре середины 19 века изображены зимние увеселения – катания на так называемых зимних пароходах с санями на утюгообразных полозьях. Как вы сами можете увидеть, тогда это было не таким диковинным явлением, как сегодня машина на автопилоте.
До активного развития железных дорог в России, все машины на основе паровых двигателей назывались не паровозами, а пароходами. Сегодня мы знаем только водные пароходы, но ранее были еще и сухопутные пароходы – зимние и летние.
Такие машины не стали средством транспорта, а использовались в основном для увеселения публики. Сегодня такие механизмы также могли бы стать хорошим развлечением для различного рода провинциальных парков и поместий.
В 1836 году в Санкт-Петербурге вышла книга Василия Гурьева «Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компании». Действительный статский советник, инженер путей сообщения — один из пионеров дорожно-транспортной науки в России, Гурьев был изобретателем в области транспорта и дорожного строительства.
Уже само время выхода книги достаточно удивительно: сухопутные механизированные повозки существовали лишь в опытных экземплярах. Василий Гурьев написал свою книгу за 50 лет до того, как немец Карл Бенц запатентовал автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и у человечества появился ещё один вид транспорта. Предвидя дальнейшее развитие механизированных перевозок, Гурьев ориентировался на паровые самоходные повозки, которые называл «сухопутными пароходами».
Василий Петрович Гурьев (1779 — 1847) – действительный статский советник, инженер путей сообщения – один из пионеров автотранспортной науки в России. В 1836 году выпустил монографию: «Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компаний». Развитие автомобильного транспорта рассматривалось в ней, говоря современным языком, в русле единой концепции: «автомобиль–водитель–дорога–экономический эффект». Гурьев не был конструктором автомобилей, но он внёс немалый вклад в развитие самой стратегии автомобилизации. По его предположению автомобильные дороги следовало покрывать деревянной торцовой мостовой, что для своего времени являлось весьма прогрессивной идеей. Он также уделял должное внимание безопасности перевозки пассажиров и грузов, подготовке водительских кадров. Автомобилей с ДВС тогда ещё не было, и Гурьев ориентировался на паровые автомобили, которые он называл «сухопутными пароходами». В междугородном сообщении он предусматривал широкое применение грузовых и пассажирских автопоездов. Построенная им карта транспортных связей России отличалась удивительно точным предвидением дальнейшего промышленного развития страны. Однако, единственное, что удалось осуществить Гурьеву из своих проектов, так это построить торцовую мостовую в Петербурге на Невском проспекте, Дворцовой набережной и некоторых других улицах (1820 г.). Отмечая заслуги этого выдающегося ученого, в 1902 г. в Санкт-Петербурге была издана книга, посвященная его памяти – «Василий Петрович Гурьев и его идеи о дорогах для автомобилей». Однако в настоящее время об этом мало кто помнит.
Работая в Петербургском комитете городских строений, Гурьев предложил проект применения деревянных торцов для мощения улиц (впервые обсуждался в 1825; ЦГИАЛ, ф. 206, оп. 1, 1836, д. 731). По этому проекту были замощены торцами главнейшие улицы и площади Петербурга. Торцовые мостовые выгодно отличались от существовавших в то время каменных, так как обеспечивали плавное и бесшумное движение транспорта.
В 1836 Гурьев опубликовал труд “Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компании”, в котором пропагандировал внедрение машин в народное х-во и особенно на транспорте и поднимал вопрос о дорожном строительстве в России. Гурьев предложил развить сеть колейных торцовых и железных дорог между крупными городами России. Главное значение он придавал торцовым дорогам с курсирующими по ним “сухопутными пароходами”, т. е. паровыми тягачами с прицепами.