В 2020 г. исполнилось 120-лет со дня рождения одного из лидеров раннего русского авангарда Александра Мосолова. Его симфоническая картина «Завод. Музыка машин» — такая же визитная карточка своей эпохи, как и «Чёрный квадрат» Малевича.
Стиль композиций Мосолова двадцатых годов — музыкальный конструктивизм. К теоретикам-конструктивистам в те годы близко примыкали поэт Сельвинский, писатель Шкловский, художник и фотограф Родченко, режиссёр Вертов. Среди композиторов Мосолов был едва ли не единственным, придерживающимся конструктивистских идиом.
Его «Газетные объявления» манифестируют музыку факта, музыку-вещь: вот эпизод жизни маленького человека. А вот вышел следующий номер газеты, старый номер выкинули вместе с этим фактом. Но объявление обретает вторую жизнь как аппликация в музыкальном произведении. Вспомним коллажи художников-авангардистов, наклеивающих газетные вырезки и этикетки на свои полотна! А в других своих сочинениях Мосолов просто монтирует музыкальные эпизоды, подобно тому, как это делали в кино и фотографии Вертов и Родченко. Монтаж может быть нарочито небрежным, что придаёт ещё большую яркость странным, часто гротескным музыкальным образам в диапазоне от фокстрота до пародийной фуги. Или, например: вот деревня. А вот едут трактора с популярной в те годы песней «Вперед, заре навстречу».
Как и другие авангардисты 1920-х, Мосолов подвергался все большей критике со стороны культурного истеблишмента первой половины тридцатых. Изучая и используя среднеазиатский фольклор, он делает шаг навстречу идеологам искусства. Но и сочинение музыки в духе соцреализма не уберегло композитора. Он был арестован и отправлен в трудовой лагерь. При аресте пропал целый чемодан с нотами сочинений, которых мы больше, наверное, уже никогда не услышим.
Чудом он вышел на свободу в «бериевскую оттепель», в 1938 году, продолжил сочинять добротную, академически и идеологически выверенную музыку и уже никогда не возвращался к своему опыту авангарда. Об этом свидетельствуют многочисленные сочинения для хора a cappella или для хора в сопровождении оркестра русских народных инструментов, написанные словно бы другим автором. Имя композитора было забыто до конца семидесятых годов, пока не ушли из жизни его критики.
Теперь классикой стали уже авангардные опусы. До сих пор случайно находятся его неизвестные сочинения, такие как «Тракторная бригада», премьера которой состоялась в 2017 году. Каждая находка становится событием. В программе концерта представлены как произведения авангардного периода, воссоздающие причудливый и резкий, гротескный и временами очень печальный музыкальный мир композитора, так и хоровые миниатюры позднего периода, свидетельствующие о творческой капитуляции художника, раздавленного и подавленного тоталитарной машиной власти.
Концерт состоится в понедельник 8 февраля 2021 г. в 19:00 в Рахманиновском Зале Московской Консерватории.
Состав концерта:
Екатерина Кичигина (сопрано)
Мона Хаба (фортепиано)
Наталия Черкасова (фортепиано)
Струнный квартет «Студия новой музыки»:
Станислав Малышев (скрипка)
Инна Зильберман (скрипка)
Анна Бурчик (альт)
Ольга Калинова (виолончель)
Ансамбль «Студия новой музыки»
Дирижёр — заслуженный артист России, профессор Игорь Дронов
Камерный хор Московской консерватории
Хормейстеры: Мария Челмакина, Тарас Ясенков, Алексей Вязников
Художественный руководитель и главный дирижёр – профессор Александр Соловьёв
На концерте:
Студия новой музыки.
8 февраля прозвучат, в частности, денисовские оркестровки двух вокальных циклов Александра Мосолова “Газетные объявления” и “Три детские сценки”. “Газетные объявления” были оркестрованы в мае 1981 года для концерта, приуроченного к выставке (ставшей теперь легендарной) Париж-Москва. Концерт прошёл 5 декарбя 1981 года. Исполнял Ансамбль Большого Театра под управлением Александра Лазарева, солировала Нелли Ли. В программе также были сочинения Гавриила Попова, Николая Рославца и Игоря Стравинского. «Три детские сценки» были оркестрованы в тот же период – в конце сентября 1981 года.