3 и 4 июня в 17.00 в Овальном зале Большого дворца пройдёт второй концерт серии «Летние вечера в Архангельском». Прозвучит программа «Серенады карпатских долин» в исполнении Ансамбля солистов Московского Государственного Академического Симфонического Оркестра под управлением Павла Когана.
Сплав чувственности, горделивости и взрывного темперамента с налетом мистики и суеверий свойственен жителям карпатских долин. По местным поверьям для исполнения танца или серенады нужно было сделать свирель из дерева, растущего на могиле убитого человека, – только такой духовой инструмент мог по-настоящему надрывно петь. Причудливая смесь запевов, поверий и легенд нашла отражение в музыке обращавшихся к народным истокам композиторов Венгрии, Румынии и Моравии. А в окрестностях Москвы не найти лучшей атмосферы единения музыки с природой, чем в усадьбе Архангельское, тем более, что в ее старинных стенах, где оживают поверья, так легко представить себе таинственных обитателей легендарных ущелий.
Фаркаш – Старинные венгерские танцы 17 в. для духового квинтета
Необычайно мелодичные, напевные и в то же время зажигательные чардаш и вербункош вдохновляли многих композиторов, но именно Фаркаш сделал старинные венгерские танцы достоянием широкой общественности. Его музыка сочетает в себе венгерский фольклор и итальянские классические традиции, полна драматических перипетий – не случайно композитор написал столько мелодий для фильмов и спектаклей. В мотивах Фаркаша отчетливо слышны переплясы венгерского лесного деда Чугайстера, ритм которого выдержать земному человеку почти невозможно. Но если выдержишь его у пастушеского костра – лесовик вознаградит по-царски. Исполнители: Алексей Мазур (флейта), Эмиль Мирославский (гобой), Евгений Соловей (кларнет), Александр Величко (фагот), Василий Демидов (валторна)
Энеску – Утренняя серенада для скрипки, альта и виолончели
В музыке Энеску нашли свое отражение веяния европейского романтизма, сочинения его учителей – Массне и Форе и румынские фольклорные мелодии. Великий, почти сверхъестественный дар Энеску – озвучивать все, к чему не прикоснулся бы композитор, – проявился еще в трехлетнем возрасте: малыш натянул на дерево кусок веревки и заиграл на нем как на скрипке, виденной и слышанной им накануне у скрипача бродячего оркестра. В подобные мистические проявления дара легко поверить в Румынии: в своем валашском замке Дракула устраивал пиршества и под рассветные серенады засыпал до следующего полнолуния. Сам Энеску обладал исключительной памятью, она позволяла ему играть наизусть невероятное количество произведений. К сожалению, Энеску не нашел времени записать многие свои сочинения, которые исполнял по памяти, поэтому теперь они безвозвратно утеряны. Исполнители: Александра Жаворонкова (скрипка), Дмитрий Плюснин (альт), Марк Горшков (виолончель)
Доплер – Венгерская пасторальная фантазия для флейты и фортепиано
Выдающийся флейтист и дирижер Франц Доплер внес огромный вклад в «золотой фонд» сочинений для флейты-соло. Виртуозный флейтист своего времени, он писал музыку для себя – музыканта с безграничными техническими и артистическими возможностями. Пасторальная фантазия, созданная по мотивам народных песен, – невероятно искусное и одно из самых исполняемых в мире произведений для флейты. Исполнители: Алексей Мазур (флейта), Диана Аванесян (фортепиано)
Дворжак – Струнный квартет № 12 «Американский»
Одно из самых популярных сочинений Антонина Дворжака было написано в местечке Спилвилл, штат Айова. Тем не менее, в нем, наряду с “мелодиями плантаций” и песнями рабов страны, принявшей композитора в свои гостеприимные объятья, в квартете явственно слышны отголоски родных Дворжаку национальных моравских песен. Исполнители: Александра Жаворонкова (скрипка), Валерия Кехер (скрипка), Дмитрий Плюснин (альт), Марк Горшков (виолончель)