Джон Стаббс, американский скрипач, обнаружил, что в печатной партитуре к знаменитому балету «Щелкунчик», музыку которого написал Петр Ильич Чайковский, есть небольшая ошибка. Отрывок, который на протяжении почти 130 лет играли флейта и флейта-пикколо, на самом деле должен исполняться двумя флейтами.
68-летний Джон Стаббс был скрипачом Симфонического оркестра Сан-Диего более 40 лет, но, прежде всего, он является большим поклонником и специалистом по балету «Щелкунчик», сочиненному Петром Ильичом Чайковским в 1892 году.
Джон Стаббс воспользовался кризисом со здоровьем, лишившим его недавно профессиональной деятельности, чтобы изучить партитуру балета Чайковского, в которой он отметил опечатку, которая, по его словам, меняет способ, которым композитор хотел, чтобы его произведение исполнялось. Точнее, в отрывке из Китайского танца 3 акта балета (когда Клара и принц посещают Страну сладостей), что пьеса исполняется на флейте и флейте-пикколо, в то время как в оригинальной рукописной партитуре, с которой Джон Стаббс смог ознакомиться, она была написана для исполнения на двух флейтах. Очень маленький нюанс, но который отличает довольно веселую мелодию, когда она исполняется, и более мрачную интерпретацию, которую русский композитор хотел изобразить двумя флейтами.
По словам специалиста, ошибку в транскрипции допустил записывающий партитуру. Обеспокоенный во время создания своего балета в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, в частности постановкой хореографии Льва Иванова (руководитель Мариус Петипа), Петр Ильич Чайковский и итальянский дирижер Риккардо Дриго не проверили партитуру, которая играется таким образом с 1892 года. Джон Стаббс признает, что эта неточность никоим образом не меняет художественной ценности произведения, но что он будет учитывать это во время исполнения Щелкунчика, которое он будет вести впредь.
Джон Стаббс – скрипач Симфонического оркестра Сан-Диего, музыкальный руководитель Калифорнийской балетной труппы, создатель и директор Luscious Noise и альтист фестиваля Mainly Mozart.
Как музыкальный руководитель и дирижер калифорнийской балетной труппы, г-н Стаббс дирижирует музыкантами оркестра Сан-Диего для постановок California Ballet Company, начиная с таких постановок как «Щелкунчик», « Пахита» и « Серенада», до премьер новых произведений на музыку Баха, Вивальди, Де Фальи, Альбинони, Джордж Крамб и Йоав Талми. Для CBC г-н Стаббс дирижировал Симфоническим оркестром Колорадо-Спрингс, Симфоническим оркестром Вайоминга и Камерным оркестром Сан-Диего на торжественном открытии исторического театра Бальбоа. Совсем недавно он дирижировал мировой премьерой «Алиса: новое представление о стране чудес через танец, музыку и устное слово», сотрудничество между Art of Élan и труппой современного танца Колетт Хардинг со партитурой по заказу композитора Джозефа Холлмана. Г-н Стаббс женат на балерине CBC Prima Дениз Дабровски.
Как создатель и директор Luscious Noise, эклектичной серии выступлений, ранее проводившейся в местном джаз-клубе Anthology, г-н Стаббс привлекает новых зрителей к классической музыке, сочетая живую музыку и видео в модной клубной обстановке.
Джон Стаббс работает в Симфоническом оркестре Сан-Диего с 1977 года.