Русский композитор — лирик, создавший прекрасные незабываемые романсы и изящные фортепианные миниатюры Антон Степанович Аренский родился 12 июля 1861 года в Новгороде, в весьма музыкальной семье. Отец, практикующий доктор, хорошо играл на виолончели, а мать была неплохой пианисткой. Незаурядные музыкальные способности ребенка особенно проявились тогда, когда он начал брать уроки игры на фортепиано. Ему было в это время около семи лет. Систематические же занятия музыкой начались в Петербурге. Здесь Антон поступил в частную музыкальную школу Руссо. Руководителем Аренского в занятиях теорией музыки был профессор Карл Карлович Зикке. В девять лет ученик сделал первые удачные шаги в композиции. Дальнейшее музыкальное образование Аренский получил в Петербургской консерватории. Учеба давалась легко, и он с блеском окончил консерваторию в 1882 году по классу композиции Н.А. Римского – Корсакова.
В том же году Аренский был приглашен преподавателем в Московскую консерваторию по классам гармонии и контрапункта, а позднее, получив звание профессора, вел там же классы инструментовки, фуги и свободного сочинения. Среди его учеников были С.В.Рахманинов, Г.Э.Конюс, А.Н. Скрябин, А.Н.Корещенко, А.Б.Гольденвейзер, Н.К. Метнер, Р.М. Глиэр и Пауль Юон.
В 1895 году Аренский оставил московскую консерваторию и был назначен управляющим Придворной певческой капеллой по рекомендации М.А.Балакирева, который оставил этот пост. Должность управляющего Придворной певческой капеллой Аренский занимал до 1901 года, а затем вышел в отставку. После этого он начал довольно долгую активную концертную деятельность, выступая в качестве пианиста и дирижера. Его концерты успешно прошли тогда во многих городах России и в крупных музыкальных центрах Европы.
Интенсивная концертная деятельность не мешала композитору сочинять много музыки и в вокальном и в инструментальном жанрах, музыки, для которой характерны элегически — созерцательные настроения. При этом нельзя не отметить значительного влияния на творчество Аренского его современников, русских композиторов, и прежде всего, П. И. Чайковского.
Главные сочинения композитора для театра, — оперы «Сон на Волге», «Наль и Дамаянти» и «Рафаэль», были поставлены на сцене Большого театра в Москве, а балет «Египетские ночи», написанный в 1900 году, был поставлен в Петербурге в 1908 году.
Уникальный мелодический дар Аренского позволил ему создать множество великолепных романсов и камерных произведений. К их числу относятся четыре сюиты для двух фортепиано и Фортепианное трио d-moll, посвященное памяти К. Давыдова.
Из других произведений композитора необходимо назвать музыку к инсценировке поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» с соло, хорами и оркестровыми номерами. Кантату на десятилетие коронования Императора Александра III, две симфонии, фортепианное трио, фортепианный квинтет, два струнных квартета, концерт для фортепиано и фантазия для фортепиано с оркестром на темы И.Т. Рябинина, концерт для скрипки, три сюиты для двух фортепиано, множество романсов и пьес для фортепиано в две и четыре руки, для скрипки и виолончели.