Во время последних слушаний в Конгрессе США по искусственному интеллекту Universal Music призвали ввести общеамериканское право на гласность.
Главный юрисконсульт кампании подчеркнул важность прозрачности в отношении генеративного ИИ, добиваясь ясности как в отношении того, когда ИИ использовался для создания контента, так и в отношении того, какие данные использовались для обучения любой модели ИИ.
Конечно, сейчас регулирование искусственного интеллекта занимает важное место в политической повестке дня в большинстве стран. В Вашингтоне Судебный комитет Палаты представителей ранее провел заседание, специально посвященное вопросам авторского права, поднятым ИИ. А Судебный комитет Сената сделал то же самое, и Джефф Харлестон из Universal Music выступил от имени музыкальной индустрии на этом заседании.
В своем выступлении перед комитетом он рассказал, как музыкальная индустрия уже использует технологии искусственного интеллекта, в том числе в процессе создания музыки и в качестве инструмента музыкального маркетинга. И он рассказал о потенциале будущего использования генеративного ИИ художниками и их деловыми партнерами.
«Один из артистов, — заметил он, — южнокорейский артист Ли Хён использовал генеративную систему искусственного интеллекта для обучения записи своего вокала, что позволило ему одновременно выпустить свой сингл на шести языках — своим собственным голосом — на одном и том же день. Здесь этически подготовленный инструмент усилил и расширил творческий замысел артиста — с его согласия — что позволило ему выйти на новые рынки и поклонников».
«Представьте, — продолжил он, — артист или автор песен, создающий персонализированные записи для фанатов, например, «Happy Birthday» или, возможно, совершенно новое творение. Представьте себе возможность проводить концерт и транслировать его в прямом эфире по всему миру одновременно на десятках языков. Представьте себе сотрудничество, о котором раньше даже не мечтали. Это мощная технология, и как только появится более ответственный, законный и уважительный рынок ИИ, возможности для создателей станут огромными».
И, подчеркнул он, Universal Music — и музыкальная индустрия в целом — стремятся сотрудничать с создателями генеративных технологий искусственного интеллекта. Но только если эти технологические компании уважают авторские права и другие права художников. А для музыкальной индустрии это начинается с тех компаний, которые ищут лицензии у звукозаписывающих компаний и музыкальных издателей, прежде чем использовать какие-либо существующие записи или песни для обучения своих моделей ИИ.
Однако, конечно, некоторые компании, занимающиеся ИИ, утверждают, что обучение ИИ подпадает под действие исключений из авторского права в некоторых странах — и, возможно, даже под действие принципа добросовестного использования в соответствии с законодательством США — что означает, что им не обязательно получать лицензии на эту деятельность.
«Непостижимо думать, что компании и разработчики ИИ думают, что правила и законы, которые применяются к другим компаниям и разработчикам, не применяются к ним», — заявил Харлестон. «Помимо нарушения авторских прав, эти компании, занимающиеся генеративным искусственным интеллектом, часто получают наш контент из источников, которые прямо запрещают загрузку и использование этого контента вне личных и некоммерческих целей».
«Мы также видели примеры того, как музыка, созданная искусственным интеллектом, использовалась для создания мошеннических воспроизведений на потоковых сервисах, выкачивая доходы от людей-создателей», — продолжил он. «И мы видели много тревожных случаев, когда имя, изображение, изображение или голос артиста используются без их ведома или разрешения — для создания видео, на которых они говорят то, чего они не говорили, для использования их голоса и записей без их ведома, или использовать свое имя для продвижения мошеннических произведений».
Но что могут сделать законодатели, чтобы помочь музыкальной индустрии и другим правообладателям решить все эти проблемы? Что ж, сказал Харлестон, обратите внимание на возглавляемую музыкальной индустрией кампанию Human Artistry Campaign, которая настаивает на том, чтобы получить разрешение, прежде чем какие-либо компании ИИ будут использовать произведения, защищенные авторским правом, или пытаться имитировать или клонировать голоса или личности людей-создателей. И что не следует рассматривать никаких новых исключений из авторского права, которые могли бы отменить это требование.