Казалось бы, какие вопросы могут быть по равноправию женщин и мужчин в искусстве, в частности в музыке, и, тем не менее, они имеются. Озабоченность конфессиональными, национальными, полововозрстными или медико-диагностическими характеристиками музыкальных деятелей выглядит всегда очень избирательно и странно, но как тенденции шествия всеобщего равноправия, в том числе и на музыкальную территорию, со статистической точки зрения выглядят любопытно. Подобными гендерными подсчётами западный мир занимается регулярно во всех областях, начиная от равноправия гей-пар пингвинов в Антарктиде, заканчивая равноприсутствием мужских и женских персонажей в детских сказках.
В гендерном смысле джаз всегда представлял собой в целом устойчивое образование – здесь мужчины занимали лидирующие позиции и как авторы и как исполнители, а женщины в основном были певицами и в качестве музыкантов или композиторов представлены были редко, да и в целом самих женщин в джазе всегда было не очень много. В отличие от фильма, известного в России под названием “В джазе только девушки”, в действительности женские джазовые коллективы даже в Америке были редкостью. Стоит отметить, что в СССР женских джазовых коллективов не было вовсе.
Недавно NPR опубликовал обширное исследование, согласно которому по данным опроса музыкальных джазовых критиков NPR 2019 года, пять из 10 лучших новых релизов были записями женщин или совместными записями с ведущими женщинами-артистами, и этот показатель набрал “поразительные” по словам журнала 50%. Фактически, это самое большое количество проектов, возглавляемых женщинами из топ-10 с момента начала ежегодного опроса за 14 лет назад, и за все время самым высоким таким показателем был 2018 год, когда женщины составляли треть этого рейтинга.
Приведенные цифры основаны на опросах джазовых критиков, и отражают может быть не только объективную картину по этому вопросу, но и тенденцию изменения мнения самих музыкальных критиков по гендерному вопросу в джазе. В довольно большом исследовании на эту тему журнал, тем не менее, ставит под сомнение утверждения о прогрессе женщин в джазовой области. “Только когда участие женщин в музыке будет четко определено, задокументировано и измерено, мы можем быть уверены в любом улучшении их коллективного статуса – или его отсутствии.” – говорится в издании.