В своём интервью заместитель министра культуры и СМИ Германии Клаудия Рот считает, что Байройтский фестиваль должен предлагать не только произведения Рихарда Вагнера, если он хочет привлечь новую, более молодую аудиторию. Несмотря на то, что 9-я симфония Людвига ван Бетховена была исполнена там несколько раз, включая легендарное исполнение под управлением Вильгельма Фуртвенглера в 1951 году по случаю возобновления фестиваля после войны, Байройтский фестиваль с момента своего создания в 1876 году был посвящен исключительно репертуару Рихард Вагнер.
Учредительный документ, пересмотренный и подписанный в 1973 году семьей Вагнер, федеральным правительством, Свободным государством, округом и городом, а также Обществом друзей Байройта, предусматривает, что «Ратуша (место проведения фестиваля) может использоваться только для исполнения произведений Рихарда Вагнера. Основная цель фонда состоит в том, чтобы «сохранить и сделать ратушу Байройта постоянно доступной для широкой публики и всегда служить целям, для которых ее задумал ее строитель, то есть только праздничному представлению его работ».
В Германии обеспокоены, что эта вагнеровская исключительность может быть подорвана волей германского же правительства, которое считает, что реформы необходимы, если фестиваль хочет завоевать новую аудиторию. Таково пожелание Клаудии Рот, министра культуры Германии (Grünen/экологи), которая заявила в интервью баварской прессе: «Фестиваль больше не проходит сам по себе, как раньше, когда приходилось иногда ждать много лет, чтобы получить билет. В целом Байройт должен стать разнообразнее, красочнее и моложе».
Министр выступает за то, чтобы в Байройте исполнялись и другие произведения, выходящие за рамки вагнеровского репертуара. Она цитирует, в частности, «Гензель и Гретель» немецкого композитора Энгельберта Хумпердинка. «Это опера вагнеровской традиции», — объясняет она. Позицию и намерения, которые министр должна обсудить с представителями фестиваля во время своего присутствия во время фестиваля 2024 года, который начнется в четверг, 25 июля, спектаклем «Тристан и Изольда» в постановке Семена Бычкова с Андреасом Шагером и Камиллой Нюлунд в главных ролях.