rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

NOUMEN ART 08, III Московский фестиваль современного интеллектуального искусства

28 апреля 2008

NOUMEN ART 08
III Московский фестиваль современного интеллектуального искусства

14 марта 2008г.
в кинотеатре «Художественный»

Но не всё же время канал мтв смотреть, решили зайти просветиться, выспаться заодно, как там у образованных, умных «лобов» со вкусом, может будут какие откровения. Помним, помним, что Владимир Ульянов-Ленин говорил.
В программке фестиваля было заявлено, что они типа выступают за привлечение широкой российской общественности, особенно молодежи, реальных образованных чуваков и девок к высокохудожественным, интеллектуальным направлениям современной культуры. Знают, где зарыта чаша жизни и меч-кладинец.


акция «Другой России»

Захотелось ознакомиться со свежатинкой, вдруг правда обнаружим что-то особенное и передовое. Работником умственного труда себя не считаю, завидую всем по-чёрному, кто умеет абстрактно мыслить, образование среднее, пью, курю, не привлекался, какими-то специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры обладаю поверхностно. Простой, серьмяжный человек из многочисленного ряда, перемещающегося на метро, но… …спасает единственное – неудержимо, маниакально тянет к любой красоте (как гурмана), даже если это просто намёк, обман, подстава. По жизни ценю идеальность во всём, пропорции.

Совокупность качеств «ноуменовского» искусства, представленного в этот день моему взору и слуху испил до дна, стойко держался, не ушёл даже, когда в зал выпустили слезоточивый сценический дым, ну очень вонючий. Сидел до поздней ночи, до последнего участника, уже в сон клонило, но я не сдавался, как Александр Матросов бросался своим вниманием на амбразуру просто космического занудства. По залу, уже совершенно пустому разносилось гулкое эхо очередного звукового пассажа.

Да-а-а, мероприятице — непонятный продукт современного времени, интеллектуальный туман, вселенский холод, отстранённость, избранность, высокомерие.
Где искренность чувств? Где правдивость образов? Но начнём по порядку…

У здания кинотеатра «Художественный» в этот день проходила акция «Другой России», собралось порядка 100 человек в окружении людей в милицейской форме и гражданской одежде. Кричали лозунги, страшилки про выборы президента, мэра, свободу слова, действия. Праздно шатающие зеваки фотографировались на их фоне на память. Новейшое российское десидентство размахивало атрибутами пропаганды, флагами, позировало перед фоторепортёрами, театрально обличая власть. Акция проходила спокойно без эксцессов, провокаций с одной и с другой стороны. Общественно-политическая жизнь столицы развивалась по разработанному в мэрии плану.


Христо Кириллов Фестиваль «Noumen Art 08» кстати, также был организован правительством Москвы, городской думой, комитетом общественных связей, департаментом семейной и молодёжной политики. Креативные, творческие деловые люди сидят у нас наверху, «…делу время, потехе час..» — как пела Пугачёва. Революционные новаторы в этот день обложили кинотеатр «Художественный» снаружи, изнутри.

С самого начала в зале было многолюдно, музыканты по очереди выходили на сцену, демонстрировали свой интеллектуально-гормональный статус.
Анастасия Максимова и Марсель Гонсалес Моро – какие звучные имена, она – оперная певица, статная красавица, он – диджей-музыкант, аккомпаниатор, включает, выключает каналы серебристого Макинтоша. Их композиции используют молодые певцы – участники конкурса отбора на Евровидение и уже раскрученные подростки-звёзды типа Юлии Савичевой. Выступление было энергичным, по-спортивному победоносным, или в крайнем случае призовым.

Христо Кириллов – победитель предыдущего фестиваля, болгарский музыкант-композитор, его шоу – это синтез гитарной музыки, электроники, бардовской песни. У артиста большая армия поклонников в России, так и на родине.

«Браво Христо, прекрасная, удивительная музыка, топка, руль, жжот, верняк тема, +1, +2,+3!!!…» — можно было услышать в выкриках с места на его эмоциональном звуковом хай-тек перфомансе, где доминировала гитара, голос. Музыка Христо – коктейль южнославянских фольклорных мотивов, арт-рока, где чуть-чуть кабака, малёк Грушевского фестиваля. Зал поддерживал выступление мощными овациями. Болгарский музыкант-виртуоз выдал сильнейший заряд позитивной энергии. Какого-то особого новаторства обнаружено не было, профессионально сыгранный ретро-арт-рок.

EXIT Project – одно из персональных открытий фестиваля, коллектив является активным популяризатором свободной импровизации, музыку предпочитают распространять через сеть, под своими знамёнами объединяют разных, иногда совершенно стилистически несочетаемых артистов. Их часто можно послушать в клубе «Живой уголок» — место для самых необычных экспериментов в искусстве. EXIT Project недавно участвовали в записи Cd под названием «Zhivu Live», планируется издание живого концерта на DVD. Их импровизация, представленная на суд жюри была хрупкой, словно лабораторная колба, иногда на грани провала, всё из-за PC, программно совершенного неприспособленного для ответственных моментов концертной деятельности, пора бы уже купить «Яблоко».

В прошлом сотрудничали с Е. Гришковцом, озвучивали аудио-книги под названием «Реки», защищали экологию, животных Красной книги. Проект существует с 2001г., их стратегия – «…открытость к эксперименту без оглядки на стандарты…».

EXIT Project – ядреное переплетение живой, мёртвой музыки, тут и джаз, этно, айдиэм, Индия, Таиланд, Татарстан, Чукотка. Засыпать, медитировать, релаксировать можно под них бесконечно. Выходили альбомы:

«Live Electricity» на CD-land rec.- от эсид джаза до экспериментального рока,
«Hack the World» — электроника, материал был использован в многочисленных театральных постановках молодёжных московских театров, также в аудио-сказках, радио-спектаклях, был издан на Cd-носителе лейблом «Говорящая книга», выходил ограниченным подарочным тиражом, в дальнейшем переизданный в музыкальном приложении к журналу «Аудио Видео Авто звук» в количестве 50т. экземпляров.


EXIT Project А кто выдел их выступление с С. Летовым на канале «O2 тв» в прошлом году?
Третий альбом «Тусилово девчонки со своей смертью» доступен в сети в форме плэйкаст.
Народу представлена музыкальная история о девочке, которая попала в будущее.
Музыкантов было плохо видно с задних рядов, они сидели-полулежали на пыльной сцене.
Рекомендую, чтобы впечатлиться — посмотреть видео

Я бы назвал их выступление «Кашпировский лаунж». Состав: Олег Смирнов (гитара), Роман Смирнов (электроника), Владимир Биг Глушко (ударные).

Олег Макаров – композитор, редактор журнала «Электронная музыка», дизайнер. На сцену не выходил, булькал из председательского кресла, толи из-за скромности, толи лень было зад поднять, выставиться перед народом. Шо мы знаем о нём? Родился в 1979г., как любитель в музыке с 3-х лет, как полупрофессионал с 9-ти, обожает паять, разбирать, ремонтировать магнитофоны, телевизоры, компьютеры с 11-ти лет, в детстве собрал работающую модель терменвокса. С 1990г. – электроник, выпускник музучилища Иполитова-Иванова, музицирует в различных стилях, направлениях, озвучивает аудио-спектакли, изучает, комментирует на рынке хард & софт.

Его выступление сочетало в себе звук, изображение, условно обозначенное как мультимедийная среда, он участник вечеров современного визуально-сетевого экспериментально-звукового искусства под названием «Москоу кибер оркестра» под управлением Андрея Смирнова. Тусит с мэтрами-учёными электроники: Джон Эпплтон, Анри Пуссером, Эдуардом Артемьевым. Участник многочисленных фестивалей на родине, за бугром. Электроакустическая музыка – это совершенно не мой обмен веществ.


Лана и Яна Аксёновы ( Layans Project)

Лана и Яна Аксёновы (Layans Project) – две сестры-близняшки, девы-роботы играли на терменвоксах музыку советских композиторов, почти виртуозно, близко к оригиналу. Было исполнено произведение С. Курехина из фильма О. Тепцова «Господин Оформитель» с Авиловым, Казаковым в главных ролях про соперничество человека, природы, машины, борьбу за выживание, другие радости.

К терменвоксу в мире небывалый интерес, звук в этом инструменте вызывается не касанием, а только от движения рук исполнителя перед специальными антеннами. На сцене использовалась модель «Классик», разработанная А. Смирновым. Яна и Лана почти безукоризненно продемонстрировали в своем сэте широту его рабочего звукового диапазона. Исполнительницы были серьёзны в манипулировании электромагнитными полями, их руки то быстро мелькали у антенн, а то застывали в обвислой паузе, случались ляпы.


Vega Stereo Исполнительнице-виртуозу Лидии Кавиной – признанному мировому авторитету, эксперту понравилось бы их работа? Не знаю.

А что относительно них сказала Клара Рокмор? Даже не догадываюсь.

Хочется верить, что терменвокс как инструмент способен на большее того, что было продемонстрировано в этот вечер. Не хватало авторского обаяния, соответствующей визуализации образов, можно было бы использовать фрагменты фильмов.

Vega Stereo – проект существует с 2001г, экспериментирует в стилях эмбиент, классик техно, минимал. Буланый Алексей, он же Хома, раньше чередовал работу за прилавком и продажу компакт дисков с лэптоповым музицированием. Он частый гость в клубах «Дом», «Икра», многочисленных фестивалей, в творчестве использует синтезаторы, изготовленные в СССР. У проекта вышло более 10 альбомов на CD-r, последний «Лайт Позитив Эмошн» (2006г.) «Notinvogue»(2007г.). Вторая участница коллектива по имени Настя сидела в первом ряду, зомбировала исполнителя глазами, делала таинственные знаки, внушала напарнику куда нужно переводить курсор.

Vega Stereo – одно из самых динамичных выступлений фестиваля, эмбиентное минимал техно лихо, вполне танцевально побулькивало, попукивало, иногда даже попёрдывало, создавая незабываемый художественный ландшафт международного уровня.


Борис Томилов Затем на сцену вышел Борис Томилов – композитор-музыкант с антикварным сэмплером Энсоником, оттуда он с большим любопытством, уже при совершенно пустом зале выковыривал всякие пространственные грозные звучки. Он – автор альбома «Небесный Сад», записанный в медитативно-релаксирующем стиле нью эйдж. Всё у него течёт, извивается, прямо не музыка, а небо и звёзды. Пустому залу была дана прекрасная возможность прикоснуться к глубокому, серьёзному, отречься от быта, уйти в астрал, раствориться, словно и нежил. Автор уже зрелый человек, музыкой он пытался измерить современный пульс планеты. Спать в зале было некому, один я сидел, ещё несколько человек из групп поддержки конкурсантов, конечно многочисленное жюри.

Patrick K.-H ака Антон Яхонтов, 80-го года рождения, композитор, музыкант, видео-художник, владеет гитарой, флейтой, саксофоном, разнообразной аналоговой электроникой. С начала 00-ых принимает активное участие в развитии термен-центра. Его авторская палитра – этно джаз, авангард, психоделические импровизации, микро, минимал, олд скул техно, псевдо симфоническая музыка для театральных постановок, показов моды, кинематографа.


Patrick K.-H Участник фестивалей, клубных шоу, выставлял свои музыкально-визуальные инсталляции в рахманиновском зале московской консерватории, музее архитектуры имени Щусева, галерее Зураб и др., участник смотра термен-центра, где демонстрировал акустические эксперименты из звуков затворов фотоаппаратов, скотча, другого нелепого шума, сотрудничал с режиссерами Бартеньевым, Павловым-Андреевичем, композитором С. Крейчи, хореографом Д. Хусейном.

Выступление Антона Яхонтова было математичным, алгоритмичным, шумным, запутанным, мумифицированным. Зал давно уже опустел, даже я стал собираться, позёвывая в темноте пробираясь к выходу. В этот день Патрику Яхонтову явно не хватало компании из темпераментной девушки по имени Д. Хусейн, эротично, смешно выкидывающей руки, заламывающей ноги.

Виктор Черненко – участник московского оркестра лэптопов, поэт, журналист, ещё один адепт термен-центра, пропагандирует джаз, рок, электронику. Палитра интересов в музыке – применение в композициях алгоритмов импровизации и теории вероятностей, организация диалоговых тоннелей между композитором и машиной. Автор выступает за синтез звука, изображения.

Их совместное выступление с Артемом Рукавичкиным было одним из самых оригинальных, так и не понял, состоялось оно или нет. Музыканты в течение 15 минут лежали, сидели на полу соединяя, разъединяя джеккеры, тумблеры пытаясь вывести в зал гитару. Всё это время музыка присутствовала в наличии, только вот кем она была исполнена, не понятно, да и какая разница кем. Это было в этот вечер самое концептуальное шоу.


Виктор Черненко

Закрывал фестиваль аудио-визуальный проект «ОНО», на сцену опять никто не поднялся, а зачем. Ведь ОНО в концепции Стивена Кинга – пустота, окружающая вселенную, которую невозможно постичь. По Умберту Эко ОНО – камень, напоминающий миндальный орех, имеющий множество мелких граней с блеском, если взять его в руку – в человека проникает великая сила – мощь, равная миллионам людей. «…Как понимаю, это булыжник – орудие пролетариата, в современности же его заменил лэптоп, который жалко разбить об чью-нибудь голову…» – размышлял я уже на улице.

«…простому меломану-пролетарию в зашифрованных мультимедийных посланиях без стакана было бы не разобраться…» — продолжал вдогонку.

Образцов подлинной музыкальной народной жизни не обнаружил, один суррогат, на этом и закончим.

Давид Буркович
Апрель 2008г.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.