rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

60 афоризмов от Моцарта

Немецкий композитор Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт за свою недолгую 35-летнюю жизнь успел не только оставить миру много выдающихся музыкальных произведений, но также свою недолгую жизнь он провел очень продуктивно во всех смыслах, о чем мы можем сегодня узнать из писем его обширной переписки с родственниками, подругами, друзьями и влиятельными особами. В письмах Моцарта перед нами предстаёт человек не просто деятельный, но и весьма рассудительный и эмоциональный одновременно. Отдельные цитаты из переписки Моцарта, представленные здесь, дают довольно выпуклый, хоть и не полный портрет этого человека. Многие из его суждений верны и по сей день. 


  1. Поскольку смерть, если мы внимательно ее рассмотрим, является истинной целью нашего существования, за последние несколько лет у меня сложились настолько близкие отношения с этим лучшим и вернейшим другом человечества, что образ смерти больше не только не пугает меня, но и но на самом деле это очень успокаивает и утешает, и я благодарю моего Бога за то, что он милостиво предоставил мне возможность… узнать, что смерть – это ключ, который открывает дверь к нашему истинному счастью.
  1. Музыка не в нотах, а в тишине между ними.
    Вольфганг Амадей Моцарт
  1. Тишина очень важна. Тишина между нотами так же важна, как и сами ноты.
  1. Если бы только весь мир мог почувствовать силу гармонии.
  1. Все, на чем я настаиваю, и ничего больше, это то, чтобы ты показал всему миру, что ты не боишься. Молчи, если хочешь; но, когда надо, говори — и говори так, чтобы люди это запомнили.
  1. Ни высокий уровень интеллекта, ни воображение, ни то и другое вместе не способствуют созданию гения. Любовь, любовь, любовь — вот душа гения.
  1. Музыка, даже в самых ужасных ситуациях, никогда не должна оскорблять слух, а всегда оставаться источником удовольствия.
  1. Я не обращаю никакого внимания на чьи-либо похвалы или порицания. Я просто следую своим ощущениям.
  1. Я выбираю такие ноты, которые любят друг друга.
  1. Говорить хорошо и красноречиво – великое искусство, но не менее великое искусство – знать правильный момент, чтобы остановиться.
  1. Терпение и душевное спокойствие больше способствуют излечению наших недугов, чем все искусство медицины.
  1. Я не могу писать стихами, потому что я не поэт. Я не могу так искусно расположить части речи, чтобы добиться эффектов света и тени, ибо я не художник. Даже знаками и жестами я не могу выразить свои мысли и чувства, ибо я не танцор. Но я могу сделать это с помощью звуков, поскольку я музыкант.
  1. Лучший способ обучения – через мощную силу ритма.
  1. Музыка – это моя жизнь, и моя жизнь – это музыка. Тот, кто не понимает этого, недостоин Бога.
  1. Вольфганг Амадей Моцарт

    У того, кто самый дерзкий, больше шансов.

  1. Любовь охраняет сердце от бездны.
  1. Творчество – это огонь моей души.
  1. Заблуждаются люди, которые думают, что мое искусство дается мне легко. Уверяю, никто не уделял сочинениям столько времени и мыслей, как я. Нет такого знаменитого мастера, музыку которого я не изучал бы много раз усердно.
  1. Мне тоже пришлось много работать, чтобы больше не пришлось много работать.
  1. Что может быть хуже флейты? – Две флейты!
  1. Будем уповать на Бога и утешать себя мыслью, что все хорошо, если это по воле Всевышнего, ибо Он лучше знает, что полезно и благотворно для нашего временного счастья и нашего вечного спасения.
  1. Я никогда не писал той музыки, которую хотел написать; возможно, я никогда и не смогу этого со своим мозгом и этими пальцами, но я знаю, что в будущем это будет написано; когда вместо этих немногих входов чувств, посредством которых мы теперь получаем впечатления извне, будет поток впечатлений со всех сторон; и вместо этих немногих тонов нашей маленькой октавы будет бесконечная гамма гармоний – ибо я это чувствую – я в этом уверен. Этот мир музыки, в границы которого я даже сейчас едва только вошел, — единственно реален и вечен.
  1. Истинное совершенство во всех вещах сегодня никому не известно и никем не ценится — надо писать музыку, которая либо настолько проста, что ее может спеть кучер, либо настолько непонятна, что она нравится публике просто потому, что ни один здравомыслящий человек не может ее понять.
  1. Любовь, любовь, любовь — вот душа гения.
  1. Чтобы заслужить аплодисменты, нужно писать такие простые вещи, чтобы их мог спеть кучер.
  1. Я никогда не ложусь спать, не думая о том, что, каким бы молодым я ни был, я, возможно, не доживу до следующего дня.
  1. Когда я как бы совершенно одинок, совершенно одинок и в хорошем расположении духа… тогда мысли текут лучше и обильнее всего. Откуда и как они приходят, я не знаю и не могу заставить их.
  1. Вольфганг Амадей Моцарт

    Если бы люди могли заглянуть в мое сердце, мне бы почти стало стыдно: все там холодно, как лед.

  1. Человек обычных талантов всегда будет обычным, путешествует он или нет; но человек высочайшего таланта (в котором я не могу отказать себе, не будучи нечестивцем) развалится на части, если останется навсегда на одном и том же месте.

  1. Я вообще не стремлюсь к какой-то оригинальности.
  1. Поверьте мне, моя единственная цель — заработать как можно больше денег; ведь после хорошего здоровья это самое лучшее, что можно иметь.
  1. Музыка никогда не должна оскорблять слух, а должна доставлять удовольствие слушателю, или, другими словами, никогда не должна переставать быть музыкой.
  1. Я никогда не бываю более счастлив, чем когда мне есть что сочинить, ведь это, в конце концов, моя единственная радость и страсть.
  1. Музыка – это моя жизнь, и моя жизнь – это музыка.
  1. Холостяк, по моему мнению, жив только наполовину.
  1. Простите меня, Ваше Величество. Я вульгарный человек! Но, уверяю вас, моя музыка — нет.
  1. Самое необходимое, самое сложное и главное в музыке – это время.
  1. Я дурак. Это хорошо известно.
  1. Когда я в мире с самим собой. . . тогда мысли приходят ко мне легче всего и в лучшем виде. Откуда они и как – я не могу сказать. . . Я был бы готов работать вечно и вечно, если бы мне разрешили писать только такую ​​музыку, которую я хочу писать и могу писать, что я сам считаю хорошим.
  1. Мой прадедушка говорил своей жене, моей прабабушке, которая, в свою очередь, говорила своей дочери, моей бабушке, которая повторяла это своей дочери, моей матери, которая напоминала своей дочери, моей родной сестре, что нужно хорошо говорить. и красноречие было очень великим искусством, но не менее великим было уметь вовремя помолчать.
  1. Мелодия – это суть музыки. Я сравниваю хорошего мелодиста с прекрасным скакуном, а контрапунктистов — с почтовыми лошадьми; поэтому имейте в виду, не говоря уже о том, чтобы помнить старую итальянскую пословицу: Chi sa più, meno sa — Кто знает больше, тот знает меньше всего.
  1. Вольфганг Амадей Моцарт

    Чудеса музыки будущего будут более высокого и широкого масштаба и представят множество звуков, которые человеческое ухо сейчас неспособно услышать. Среди этих новых звуков будет великолепная музыка ангельских хоралов. Когда люди услышат это, они перестанут считать ангелов плодом своего воображения.

  1. Ни радоваться, ни сокрушаться преждевременно нельзя; ибо что бы ни случилось, все будет хорошо только если мы будем здоровы; ибо счастье существует – только в воображении.
  1. Я не безрассуден, но готов ко всему и поэтому могу терпеливо ждать то, что готовит мне будущее, и поэтому я смогу это вынести.
  1. И я не слышу в своем воображении части последовательно, а слышу их как бы все сразу (gleich dies zusammen). Что это за наслаждение, я не могу передать! Все это изобретение, это производство происходит в приятном живом сне.
  1. Никто не в состоянии делать всё: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн.
  1. Когда я еду в карете, или гуляю после хорошей еды, или ночью, когда не могу заснуть; именно в таких случаях идеи текут лучше всего и обильнее.
  1. Любые страсти – сильные или нет, никогда не должны выражаться настолько, чтобы доходить до отвращения; а музыка, даже в ситуациях величайшего ужаса, никогда не должна быть болезненной для уха, а должна льстить и очаровывать его и тем самым всегда оставаться музыкой.
  1. Я с радостью дам уроки в качестве одолжения, особенно когда вижу, что у моего ученика есть талант, склонность и желание учиться; но быть вынужденным идти в дом в определенный час или ждать дома ученика — это то, чего я не могу сделать, сколько бы денег это мне ни приносило. Я композитор и родился капельмейстером. Я не могу и не должен похоронить талант сочинителя, которым Бог по Своей благости так щедро наделил меня.
  1. Мне хотелось бы знать, по какой причине праздность так популярна среди многих молодых людей, что от нее невозможно отговорить ни словами, ни наказаниями.
  1. Вы знаете, что я становлюсь совершенно бессильным, когда мне приходится писать для инструмента, который я не могу вынести.
  1. Посмертная маска Моцарта

    Наши богатства, находясь в наших мозгах, умирают вместе с нами… Если, конечно, нам кто-то не отрубит голову, но и в этом случае они нам все равно не понадобятся.

  1. Если Германия, моя любимая родина, которой, как вы знаете, я горжусь, не примет меня, то я должен, во имя Бога, снова сделать Францию ​​или Англию богаче одним способным немцем – к позору немецкой нации.
  1. Вы знаете, что я, так сказать, погружаюсь в музыку, думаю о ней весь день, люблю экспериментировать, изучать, размышлять.
  1. Не следует экономить на себе — это кардинальный момент, иначе все будет бессмысленно.
  1. Мне нравится, когда ария подходит певцу так же идеально, как хорошо сшитый костюм.
  1. Сначала Бог, потом отец.
  1. Даже когда я могу играть на самой драгоценной клавиатуре Европы, мне приходится слушать людей, которые не понимают или не хотят понимать и которые неспособны уловить мои намерения, что бы я ни играл, и это полностью лишает меня страсти к игре.
  1. Гендель понимает эффект лучше, чем любой из нас: то, что он выбирает, поражает, как молния.
  1. Моя родина всегда имеет на меня первые права.

Биография композитора:

Вольфганг Амадей Моцарт