Замечательный фламандский композитор и педагог, основатель венецианской музыкальной школы Адриан Виллаэрт (Adriaan Willaert) родился летом 1490 года в Брюгге, что во Фландрии. С раннего детства воспитанию мальчика в семье придавалось большое значение и Адриан смог получить всестороннее начальное образование, в том числе и музыкальное. Затем, по желанию родителей и следуя семейной традиции, он отправился в Париж для совершенствования в юридических науках.
Однако вскоре занятия юридическими науками отошли на второй план, и юношу, довольно неожиданно, охватила непреодолимая страсть к музыке. Свое профессиональное музыкальное образование он получил у знаменитого французского композитора Жана Мутона, который писал музыку в жанре мотета. Уроки мастера были безупречны. Большие успехи в изучении композиции позволили Виллаэрту уже к 1515 году написать свои первые сочинения. Это были несколько месс, отмеченных безусловным влиянием великого его предшественника Жоскена Депре и учителя Жана Мутона. В это время он уже служил в капелле кардинала Ипполито I д’Эсте, несколько позднее, повсюду сопровождал кардинала в его поездках, а в 1520 году перешел на службу к герцогу Альфонсо д’Эсте. Через шесть лет Виллаэрт ушел со службы у герцога, и некоторое время был дирижером хора при дворе венгерского короля Людовика II, но вскоре покинул и это место.
Очевидно, что служба при высоких покровителях, несмотря на значительные материальные преимущества, стесняла композитора в его творческих возможностях и оставляла мало времени для сочинения музыки. А потому он постарался устроить свою жизнь так, чтобы можно было беспрепятственно заняться этим главным делом своей жизни. И ему удалось успешно осуществить свою мечту.
В 1527 году он переселяется в Венецию, где получает назначение на должность капельмейстера венецианского собора св. Марка. До конца жизни Виллаэрт не оставляет этой службы являясь, фактически, главой одного из крупнейших музыкальных центров Европы, каким был тогда венецианский собор св. Марка. Здесь в Венеции композитор создал большую часть своих произведений.
Среди cвоих современников, Адриан Виллаэрт – самый выдающийся и разносторонний музыкант. В его многочисленных сочинениях, в большинстве своем дошедших до наших дней, представлены почти все жанры духовной вокальной музыки, светские шансон, мадригалы, вилланеты, виллоты и гимны. Отдельное место занимают великолепные инструментальные пьесы.
Если говорить о стиле композитора, то следует заметить, что творчество Виллаэрта основывалось, прежде всего, на сочетании полифонической техники нидерландских мастеров с красочным звучанием и ясной структурой итальянской музыки, а антифонная манера письма Виллаэрта имела особую уникальную выразительность и художественную значимость. Следует заметить также, что двухорная и многохорная музыкальная форма, применяемая композитором, стала впоследствии одной из характерных черт произведений венецианской школы.
Адриан Виллаэрт пользовался в современном ему музыкальном мире большим влиянием и был одним из выдающихся педагогов. Среди его учеников итальянский композитор Андреа Габриэли, служивший с 1566 года в соборе св. Марка органистом, и много сделавший в области многохорного полифонического письма.
Другой ученик Виллаэрта, итальянский композитор, священник Джозеффо Царлино, заменил впоследствии учителя в должности капельмейстера собора св. Марка.
Царлино написал знаменитый трактат “Le instituzioni harmoniche” («Основы гармонии»). В этом трактате были сформулированы основные принципы и правила контрапункта. Отражающие реальную практику школы Виллаэрта, они, эти правила и принципы, определили тогда известность венецианской школы в Западной Европе и сохранили свое значение для нескольких последующих поколений музыкантов.
Возвращаясь к творческому наследию Адриана Виллаэрта, следует вновь напомнить, что первыми сочинениями композитора были восемь месс, в которых прослеживается влияние на его сочинения Жоскена и Мутона. А одна из них, шестиголосая месса – “Mente tota”- так просто основана на мотете Жоскена.
В 1542 году были опубликованы 23 полифонических духовных гимна. Позднее увидело свет более обширное собрание полифонических псалмов для двух хоров.
До сих пор сохранились 173 мотета, некоторые их которых были изданы еще при жизни автора. Современники особенно высоко ценили духовные произведения Виллаэрта. Самыми популярными были «Смешанные псалмы» для простого и двойного хоров, а также четырехголосные мотеты.
Что касается многочисленных шансон Виллаэрта, то они чрезвычайно разнообразны по форме. Есть среди них и пьесы старого канонического склада, но встречаются и произведения более свободной, современной автору, структуры.
Великий фламандский композитор Адриан Виллаэрт прожил большую и интересную творческую жизнь. Он умер зимой 1562 года в Венеции. Ему было 72 года.
С тех давних пор прошло 447 лет, но музыка великого фламандца звучит до сих пор. И порой кажется, что она будет звучать всегда.