rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Альбан Берг


Австрийский композитор Альбан Берг (Alban Berg) родился 9 февраля 1885 года в Вене. Он получил хорошее домашнее образование, в том числе и начальное музыкальное, и в детстве любил сочинять песни для голоса и фортепиано. Судьба оказалась неблагосклонна к юноше. Неожиданно умирает отец, и материальное положение семьи значительно ухудшается. Альбан подрабатывает, от случая к случаю, и некоторое время даже служит мелким чиновником в муниципалитете. Ко всем бедам прибавляется резкое ухудшение здоровья. Приступы астмы преследуют его. Наступает период в жизни Альбана, когда безысходность и чувство бессилия заставляют его всерьез подумывать о самоубийстве. Однако, обладая сильным характером, он справился с тяжелым душевным кризисом.

Альбан Берг

Систематически и серьезно Берг стал заниматься музыкой только в 1904 году, когда стал учеником Арнольда Шёнберга – выдающегося австрийского композитора. Учитель сразу распознал в нем большой музыкальный талант и с удовольствием занимался с прилежным одаренным учеником. В тот же период у Шёнберга учился и Веберн. Здесь надо сказать, что и учитель, и оба его ученика были активными сторонниками отхода в музыке от тональной гармонии в сторону свободной атональности. Позднее, приверженцы Шёнберга назвали эту его школу второй или новой венской школой, таким образом, подчеркивая ее преемственную связь с венской классической школой.

В первом крупном сочинении Берга – «Сонате для фортепиано», еще можно распознать тональность h – moll, но уже его «Струнный квартет» написан полностью в атональной технике. Большой по масштабам замечательный квартет значительно отличался от коротких ранних атональных опусов Шёнберга и Веберна. Берг посвятил его своей любимой женщине, Елене Наховски, которая в 1911 году стала его женой.

Следующее произведение Берга написано на уникальные изысканные миниатюры Петера Альтенберга. Это Пять песен для сопрано с оркестром. В этом произведении можно заметить, что композитор иногда отходит от принципов додекафонии и атональной музыки и, если для большей выразительности необходимо нарушить эти композиционные принципы, он, не задумываясь, отходит от них.

Весной 1914 года Берг присутствовал на спектакле по пьесе Георга Бюхнера «Воццек».

Тогда трагедия одержимого апокалиптическими галлюцинациями солдата сильно потрясла композитора, и он решил написать оперу на эту тему. В том же году Берга призвали на военную службу. По состоянию здоровья (ведь он был астматиком), Берга не могли отправить на фронт, и около четырех лет он служил в Вене писарем. Здесь в 1917 году он и начал писать свою оперу. В общем то, довольно прозаический текст драмы Бюхнера был значительно переделан композитором и это либретто стало основой будущей оперы.

Шёнберг довольно пренебрежительно отнесся к теме оперы своего ученика, считая, что простой солдат парикмахер не может быть главным героем оперы. Но истинные знания о войне и трагических судьбах многих ее участников, и в первую очередь простых солдат, оставили Берга непоколебимым, и он упорно трудился над своим произведением. В 1921 году работа над оперой была закончена. В гармоническом и мелодическом языке оперы, доминировала атональная стихия, но вместе с тем встречались и тональные фрагменты в возвышенно-романтическом звучании. Необычайно широк был и спектр приемов вокального письма: от обычного речевого пения до протяженных и выразительных ариозо.

В 1925 году в Берлине, после 137-ми репетиций, состоялась сенсационная мировая премьера оперы Берга «Воццек». За дирижерским пультом стоял тогда знаменитый австрийский музыкант, руководитель Берлинской оперы, Эрих Клайбер. Успех был грандиозный. Последовали постановки оперы на всех крупных сценах европейских театров, которые принесли композитору Бергу мировую славу.

В январе 1927 год состоялась и российская премьера оперы «Воццек». Это стало большим событием культурной жизни нашей страны. Альбан Берг побывал тогда в Ленинграде и был с восторгом встречен. Премьера же оперы, как и везде в мире, имела триумфальный успех. Это событие вдохновило Д. Шостаковича на создание его замечательной оперы «Нос» по повести Н.В. Гоголя.

К пятидесятилетию своего учителя Шенберга, Берг написал Камерный концерт для фортепиано, скрипки и тринадцати духовых инструментов. Его форма, как, в общем, так и в деталях основана на числе «три», что по замыслу композитора должно символизировать духовное триединство Шёнберга и двух его учеников. Трудный для восприятия, трехчастный концерт, замечательный пример додекафонического метода композиции.

В 1928 году Берг приступил к работе над новой оперой «Лулу» по двум пьесам Франка Ведекинда. В центре сюжета пьес фигура неудержимо притягательной и порочной женщины. Она доводит до смерти своих нескольких мужей и попадает за это в тюрьму. Близкая подруга помогает ей выйти на свободу. Лулу оказывается в Лондоне, где ее любовник поступает с ней так же, как она поступала с мужьями.

Работа над новой оперой прерывалась дважды. В первый раз композитор предпочел сочинение концертной арии «Вино» для сопрано и оркестра работе над оперой. Затем Берг отдался сочинению Концерта для скрипки с оркестром с подзаголовком – «Памяти ангела». Концерт был задуман, как реквием по юной дочери Альмы Малер-Верфель.

Через четыре месяца после завершения Концерта, Альбан Берг скоропостижно умер от заражения крови. Это случилось 24 декабря 1935 года в Вене.

Альбан Берг

А третий акт оперы «Лулу», так и остался не оконченным. Композитор успел лишь оркестровать его начало и заключительную сцену. Тем не менее, в 1937 году в Цюрихе состоялась премьера оперы без большей части третьего акта. В конце 1960-х годов вдова композитора Берга передала черновики мужа австрийскому композитору и дирижеру Фридриху Церхе, который и завершил его неоконченную оперу.

Теперь обе оперы Альбана Берга нередко ставят на сценах многих театров во всем мире.

Немало музыки мог бы еще написать замечательный австрийский композитор, если бы не его трагическая судьба. Ведь когда он покинул это мир, ему было всего 50 лет.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.