rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Анатолий Константинович Лядов

Свои первые уроки музыки он получил от отца и пианистки В.А. Антиповой, его тети. Мальчик рано проявил свои музыкальные способности и в семь лет уже сочинил несколько романсов, из которых четыре были изданы фирмой В.Бессель и Ко.

Анатолий Константинович Лядов родился в Петербурге 11 мая 1855 года. Сын композитора и дирижера Мариинского театра К.Н. Лядова вырос в театральной артистической среде. Свои первые уроки музыки он получил от отца и пианистки В.А. Антиповой, его тети. Мальчик рано проявил свои музыкальные способности и в семь лет уже сочинил несколько романсов, из которых четыре были изданы фирмой В.Бессель и Ко. Столь рано выразившееся, вполне зрелое развитие творческого таланта побудило отца обратить серьезное внимание на музыкальное образование сына, и он был отдан в Петербургскую консерваторию, которую блестяще окончил в 1877 году по классу теории композиции профессора Римского-Корсакова. Экзаменационной работой по окончанию консерватории стала музыка, написанная Лядовым к финалу драмы «Мессинская невеста». Особенно замечательным был признан «Реквием» в конце сочинения.

Через год после окончания учебы А.К. Лядов был приглашен в качестве преподавателя элементарной теории, гармонии и инструментовки в петербургскую консерваторию. Позднее он стал преподавать эти же предметы еще и в Придворной певческой капелле.

Педагогической деятельностью Лядов занимался всю свою жизнь и накопил большой опыт на этом поприще. Широко известный учебник гармонии Римского-Корсакова в основе своей систематизирует воззрения и методы преподавания Лядова.

Среди учеников Лядова – известные композиторы Б.В. Асафьев, М.Ф. Гнесин, Н.Я. Мясковский, С.С.Прокофьев и В.В. Щербачев.

Преподавание отнимало немало времени, и это стало большой бедой композитора. Материальная необеспеченность не позволяла ему больше внимания уделять сочинению музыки, а ему очень не хотелось быть просто преподавателем.

Еще в то время, когда Лядов учился в консерватории, Римский-Корсаков познакомил его с композиторами знаменитой «Могучей кучки». Тогда же он вместе с А.К. Глазуновым вошел в ее состав, как младший представитель «Новой русской музыкальной школы». Участие Лядова в Балакиревским кружке, общение с Мусоргским, Бородиным и Стасовым сыграли большую роль в его жизни. Их высокие идеалы стали путеводной звездой во всем творчестве композитора. Им, этим идеалам, он остался верен до конца.

Немалую роль в творческой жизни Лядова сыграло и участие его в «Беляевском кружке», где вместе с Глазуновым и Римским-Корсаковым, он стал руководителем этого кружка. В задачу кружка, кроме организации так называемых «беляевских пятниц», музыкальных собраний, где часто звучали сочинения Лядова, входила также и большая издательская работа. С 1904 года композитор входил в Попечительский совет для поощрения русских композиторов и музыкантов.

Основу творчества Лядова к концу 80-х годов составляли фортепианные произведения, в основном пьесы малых форм, прелюдии, этюды, интермеццо и жанровые пьесы. Но наиболее плодотворной для Лядова сферой было соприкосновение с русской народной песней. К началу нового XX века Лядов создал свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано, женских, мужских и смешанных хоров и вокальных квартетов.

Сборники народных песен в обработке Лядова были созданы с использованием записей участников песенных экспедиций Русского географического общества. Композитору удалось сохранить удивительные музыкально-поэтические особенности этих песен. Своеобразным итогом работы над песенным фольклором стала сюита – «Восемь русских народных песен» для оркестра. Замечательное произведение было написано Лядовым в традициях композиторов «Могучей кучки».

Вообще же последнее десятилетие жизни композитора Лядова — это время наивысшего расцвета его таланта. В эти годы были созданы удивительные программные оркестровые «картинки» сказочного содержания – «Баба Яга», «Кикимора» и «Волшебное озеро». Написана симфоническая картина «Из Апокалипсиса», полонезы памяти А.С. Пушкина и А.Рубинштейна, баллады «Про старину» и «Сельская сцена у корчмы».

Для балерины Иды Рубинштейн композитор написал знаменитый «Танец амазонки».

Последним произведением Лядова стала лирическая оркестровая сюита «Скорбная песнь», написанная им в 1914 году. Сочинение потрясает своей откровенностью и трогательностью. Правдивое и робкое оно заставляет задуматься о справедливости устройства нашего мира.

Русский композитор Анатолий Константинович Лядов умер в усадьбе Полыновка, Новгородской области, 15 августа 1914 года. Ему было 59 лет.

Ведущий рубрики — Виктор Каширников

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.