Французский композитор Андре Кампра (André Campra) родился 4 декабря 1660 года в Экс-ан-Провансе в семье итальянского врача хирурга. Семья еще до рождения ребенка переселилась во Францию. Первые уроки музыки подросшему мальчику дал священник местной епархиальной школы Гильом Пуатевен. С 1674 года Андре был определен певчим в церковный хор родного городка. Хором руководил его первый учитель. Юный церковный певчий оказался обладателем большого музыкального таланта и Гильом Пуатевен, обнаружив это, всячески способствовал музыкальному развитию своего ученика. В частности, он во многом способствовал исполнению первого сочинения Кампры при богослужениях. Это был мотет для пяти голосов «Бог – наше прибежище и добродетель».
Приблизительно в 1671 году Кампра занимался музыкой у знаменитого Роббера Камбера, основателя первого Парижского оперного театра – Королевской академии музыки. Тогда же, некоторое время с ним занимался и известный «композитор инструментальной музыки» при дворе Людовика XIV Жан-Баттист Люлли. Как известно, эти два великих музыканта люто соперничали друг с другом. В 1672 году король вмешался в их противостояние, и отдал предпочтение одному из них. С этих пор, обладателем патента на Королевскую академию музыки стал Жан-Баттист Люлли. Камбер принужден был поспешно эмигрировать в Англию, где через некоторое время основал Академию музыки при дворе короля Карла II по образцу парижской. Однако вскоре после этого Роббер Камбер был убит. По свидетельствам некоторых современников убийца был подослан Ж.Люлли. Вот такие учителя были у Андре Кампра.
В 1679 году, когда Кампра едва исполнилось 19 лет, он стал священником и получил приглашение в Тулон, где занял место регента соборной капеллы. Затем с 1681 года он исполнял ту же должность в Арле, а еще через два года в Тулузе.
В 1694 году Кампра отправился в Париж, где быстро получили известность его замечательные мотеты. Это дало ему возможность стать капельмейстером в храме коллегии иезуитов Сен-Луи, где он заменил М.А. Шерпантье. Прослужив здесь сравнительно недолго, Кампра занял престижную должность регента в Соборе Парижской Богоматери.
К этому времени у композитора обнаружилось большое стремление к сочинению музыки для театра. Конечно, для Андре Кампры было очевидно, что его обязанности регента абсолютно несовместимы с композиторской деятельностью в области светской музыки. В связи с этим, его первое драматическое произведение “L’Europe galante” было издано и представлено в 1697 году в Королевскую академию за подписью его брата, Жозефа Кампры, который служил скрипачом театрального оркестра и был автором многочисленных песен и нескольких дивертисментов.
Следующая опера Андре Кампры “La carnival de Venise”, написанная через два года, была издана по примеру первой, под именем родного брата композитора. Обе оперы были поставлены на сцене Королевской академии, имели большой успех и были очень популярны при дворе, а первая из них фактически положила начало жанру оперы-балета, который совсем скоро стал очень популярным во Франции.
Это событие стало решающим в жизни маэстро. Вскоре, ободренный успехом своих сочинений для театра, Кампра отказался от должности регента собора Парижской Богоматери и посвятил себя исключительно композиции. С этого времени было обнародовано и настоящее имя создателя вышеупомянутых опер, и теперь он стал подписываться под написанными сочинениями своим именем.
С 1700 года композитор был назначен руководителем оперы при дворе Людовика XIV. В том же году появилась его опера “Hesione”, с созданием которой был продолжен триумфальный путь сочинений Кампры на сцене Королевской академии. В своем оперном творчестве он блестяще сочетал лучшие черты итальянских и французских оперных школ своего времени. В его операх впервые прозвучали народно бытовые песни и танцы. Он стал первым композитором, поручившим партию героини низкому женскому голосу – контральто.
В 1718 году Людовик XIV пожаловал композитору пожизненную пенсию. С 1723 года Кампра служил капельмейстером королевской капеллы, а в 1730 году возглавил Королевскую академию музыки и танца. Свыше сорока опер-балетов и лирических трагедий Кампры, были поставлены на сцене Королевской академии. Таким образом, следует признать, что он был, одним из самых значительных французских оперных композиторов первой половины XVIII века.
Наряду с произведениями для театра Кампра много времени уделял сочинению музыки для церкви. Он написал и издал пять сборников мотетов, два сборника псалмов и грандиозную мессу «Хвала всевышнему». Вершиной творчества в этом жанре стал его неподражаемый Реквием, написанный в 1722 году и опубликованный лишь через 235 лет, в 1957 году. Это можно считать символом неувядающего и теперь интереса к творчеству большого французского композитора.
Долгая и интересная жизнь Андре Кампра оборвалась летом 1744 года в Версале. Было ему в ту пору 84 года.